Типы речи повествование рассуждение. Функционально-смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). Готовимся к ЕГЭ
Функционально-смысловые типы речи — такие типы монологической речи, которым свойственны свои цели и задачи, однотипность содержания, композиции и речевых особенностей. Выделяют следующие типы речи — описание,
Описание как функционально-смысловой тип — определение, предмет и цель
Описание — это тип речи, в котором перечисляются постоянные или временные признаки предмета.
Тип речи — описание (определение)
Предмет описания определен изначально и раскрывается через перечисление признаков, постоянных и временных.
Описание статично, действие не развивается, при этом описание может быть дано как в настоящем (что чаще всего и встречается, употребляются глаголы в форме настоящего времени, несовершенного вида), так и в прошедшем и будущем времени (время в этом случае приобретает относительный, обобщенный характер). В описании невозможно сочетание времен глагола.
Цель описания
Цель описания — д ать адресату наиболее полное представление о предмете.
Особенности описания
Ведущая часть речи в этом типе — имя существительное, имя прилагательное.
Для описания характерно использование простых предложений,часто с однородными членами предложения.
Принцип построения — параллелизм (однотипность конструкций), интонация — перечисления.
1. Зачин — обозначение объекта (предмета описания), общее представление о предмете;
П. Основная часть — перечисление признаков от более существенных к менее существенным;
Описывая предмет, необходимо обеспечить единство изображения, единство взгляда на предмет и логическую последовательность при его описании.
Определение
Это самый краткий вид описания. Оно заключается в соотнесении понятия с ближайшим родовым понятием (Антонимы — это слова…) и указании на видовые отличия данного понятия или явления (Антонимы — это слова с противоположным значением).
При определении понятия можно использовать пример-иллюстрацию
(Российская экономика — это экономика периода перехода с правостороннего движения на левостороннее. — определение-сравнение; Поэзия — это нечто противоположное прозе. — определение- контраст; «Синий апельсин» — это и есть лексическая несочетаемость — определение- пример).
Объяснение
Это своеобразная трансформация определения и отличается развернутой формой подачи материала.Например,
Соотношение языка и речи можно уподобить соотношению деталей часов и собранным часам. Язык дает материал для строения речи. Так же, как от часовщика зависит, какими будут часы, так и от говорящего зависит, какой будет его речь.
Характеристика
Еще одна разновидность описания. При составлении характеристики необходимо указать только на существенные признаки данного предмета или явления, тогда как при развернутом описании указываются как существенные, так и несущественные признаки (в зависимости от цели автора).
Смотрите нашу презентацию по этой теме:
Характерным недостатком при составлении текста-описания может быть отбор признаков или их неправильный порядок при изложении.
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесьМатериалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Повествование - это сообщение, рассказ об определенном событии в его временной последовательности. Теперь, когда мы знаем, что такое повествование, поговорим о его характеристике. Особенной чертой повествования является то, что в нем говорится о действиях, следующих друг за другом. Для повествовательных текстов характерно наличие завязки (начало события), развития события, развязки (конец события). Повествование может идти как от третьего лица (авторское повествование), так и от первого - рассказчик обозначается личным местоимением я.
Такое понятие, как «повествовательная техника» часто применяется в нарратологии (теории повествования) и используется для обозначения совокупности повествовательных приемов, употребляемых автором во время написания литературных произведений.
Функционально-смысловые типы речи
Всю нашу речь можно условно разделить на следующие типы: повествование, описание, рассуждение. Каждый из них обладает характерными признаками. Давайте же рассмотрим, что такое описание, повествование, рассуждение, и чем же они отличаются.
Описание - это изображение определенного явления, лица, предмета, путем перечисления и раскрытия его главных признаков. К примеру, описывая человека, мы указываем на такие признаки, как рост, цвет глаз и волос, осанка, походка, улыбка, возраст и т. п. Описание помещения будет состоять из таких признаков, как размер, особенности мебели, оформление стен, число окон и т. д.
Рассуждение - это словесное разъяснение, изложение, подтверждение определенной мысли. Композиция данного типа речи такова: тезис, то есть та мысль, которую необходимо обосновать либо опровергнуть; далее следует обоснование мысли, которое содержит аргументы, доказательства, которые подтверждаются примерами; заключение, вывод.
О повествовании поговорим более подробно.
Особенности повествования
В общем, любой повествовательный текст рассказывает какую-нибудь историю. При этом история может как последовательно излагаться от самого начала до самого конца, так в ней могут присутствовать перестановки событий. Чтобы понять, что такое текст повествования, нужно помнить, что в таком рассказе могут быть пропущены некоторые события, либо присутствовать воспоминания о прошлых событиях или намеки на будущие.
Время, которое требуется для повествования, по-разному соотносится со временем, которое необходимо для того чтобы совершилась история: превышать его, быть меньше его или быть ему равным. Разные комбинации соотношений двух времен образуют повествовательные движения: сцену, паузу, эллипсис и резюме. Каждому из таких движений свойственен некоторый темп повествования, а чередование (или соотношение) движений отвечает за повествовательный ритм.
Формирование связанной человеческой речи шло на протяжении многих тысячелетий. На более поздних стадиях получила развитие письменная форма речи. В современном языке отмечается наличие трех основных типов текстов: повествование, описание, рассуждение. Тексты отличаются своей функциональностью, несут разную смысловую нагрузку, имеют определенную структуру.
их использование
Любой текст произносится или записывается с какой-то целью. От этого во многом зависит его содержание. Для оформления речи существует определенный набор средств, их использование зависит от типа текста.
Повествование, описание, рассуждение - тексты, которыми наиболее часто приходится пользоваться в устной и письменной речи.
Текст-описание
Текста создается с той целью, чтобы указать на принадлежность предмета к определенной группе. Для этого, как правило, описываются его характерные признаки, функциональные возможности, область использования.
Чтобы дать представление о предмете, в одной из частей текста обязательно приводится его общее описание. Чаще всего это делают в начале или конце.
Полноценное описание предмета невозможно без детализации. Наиболее важные признаки описываются подробно с учетом того смысла, который необходимо донести посредством текста. К описанию без труда можно поставить вопросы "какой?", "каков?". Этот тип текста легко проиллюстрировать. При этом достаточно одной картинки, на которой будут изображены как общие признаки предмета или явления, так и все его важные детали. Действие происходит в определенном месте в конкретный временной промежуток. Из выразительных средств языка используется прием сравнения, противопоставления, аналогий. Простые и - это конструкции, входящие в текст-описание.
Повествование. Цели создания текста
Задачей этого текста является описание события, в котором просматривается взаимосвязь отдельных фактов. Читателю должен быть понятен ход развития одной или нескольких взаимосвязанных историй.
Для наиболее полного понимания цели, ради которой создается текст данного типа, будет полезно рассмотреть цепочку повествование - повесть - весть. Отсюда становится ясно, что повествовать - значит рассказывать.
Характерные особенности текста
Если читатель после ознакомления с содержанием текста сам для себя может ответить на некоторые вопросы: "что случилось", "что было с самого начала", "чем закончилась история", "какой момент был кульминационным в развитии событий". Это указывает на то, что он имеет дело с таким типом речи, как повествование.
Здесь огромную роль играют глаголы, которые могут быть включены в повествовательные, вопросительные, восклицательные предложения.
Рассказ-повествование подчеркивает смену событий и их логическую последовательность. В текстах подобного типа прослеживается хронология. Простые и сложные основу текстов, относящихся к данному типу.
Повествование: пример
В качестве примера можно взять текст из сборника упражнений, предназначенных для работы с детьми младшего школьного возраста. Рассказ называется "На берегу моря".
"Ночью был сильный шторм. Свирепо дул ветер. Весь дом содрогался от бури. Грозно ухали морские волны. К утру шторм постепенно стих. Наташа и Сережа пошли прогуляться к морю. Девочка подняла с песка маленького беспомощного рачка. Ночью волны выбросили его на морской берег. Рачок слабо шевелил лапками. Наташа бросила беднягу в воду. Он закувыркался в зеленой воде и быстро уплыл. В прибрежной лужице на боку плавала рыбка. Мальчик поймал ее и поскорее выпустил в море. Потом Сережа нашел двух беспомощных улиток. Они почти высохли и тоже нуждались в помощи. В этот день Сережа и Наташа спасли много морских жителей."
Русские народные сказки тоже могут выступать в качестве примера текстов-повествований. В их структуре отчетливо просматривается завязка, развитие сюжета, кульминация и развязка действия. Повествование встречается в художественной и научной литературе, а также во всех жанрах разговорного стиля.
Определение типов речи. Приемы работы
После того как дети прочитали текст-повествование, пример которого приведен выше, им можно предложить определить его тему и главную мысль. Коллективно обсудив предложенное задание, уместно ответить на вопрос "что сделали Сережа и Наташа?" Ученики перечисляют все поступки, совершенные героями рассказа. Полезным будет дать оценку действиям персонажей. Кроме того, нужно попросить детей рассказать о тех событиях, которые предшествовали действиям героев. Завязка очень важна в тексте-повествовании.
Одним из приемов, который помогает определить принадлежность текста тому или иному типу речи, является словесное рисование. Для этого нужно попросить детей определить, сколько кадров диафильма они смогут составить, чтобы передать содержание текста. Школьники обнаруживают, что одним кадром не передать всю последовательность событий, нужна серия картинок. После такой работы дети легко определяют, что приведенный рассказ - повествование. Пример подобного типа текста дети способны составить самостоятельно. При этом на определенном этапе обучения они могут указать все его существенные признаки.
Текст-рассуждение
Этот тип речи призван не только указать на признаки предмета, но и исследовать их. Кроме того, нужно доказать и обосновать существование взаимосвязей, чего совсем не требует повествование.
Пример текста-рассуждения обязательно будет содержать мысль, предназначенную для доказательства, а также умозаключения, пояснения, рассуждения, благодаря которым предположение окажется доказанным.
В тексте очень важна логика, поэтому следует четко выстраивать ход рассуждения. Все, что не относится к доказательству тезиса, из статьи исключается. В конструкции чаще всего используются простые и сложные с цели, причины, следствия.
Из вопросов к тексту-рассуждению больше всего подходят такие, как "отчего?", "зачем?", "почему?"
Наблюдение за типами речи
Общеобразовательная программа по русскому языку должна давать знание школьникам того, что такое текст, его тип. Повествования, рассуждения, описания приводятся в качестве примеров. Но главное, чему необходимо научить детей,- это умению доказывать принадлежность текста тому или иному типу и самостоятельно составлять их на заданную учителем тему.
Для овладения этими навыками ученики должны:
- отличать текст от набора предложений;
- знать структуру текста, его основные части;
- уметь поставить к содержанию произведения один из вопросов, по которому легко определить его принадлежность к типу речи;
- уметь оценивать жизненную ситуацию, при которой должен употребляться определенный тип речи.
При работе над текстом нетрудно заметить, что существует такое явление, как сочетание различных его типов в одном произведении. Фрагменты включаются в изложение не изолированно друг от друга, а в тесном соединении. Поэтому очень важно не только научиться различать типы речи, но и умело соединять их друг с другом.
Выпускник начальной школы при условии того, что работа по развитию речи велась систематически, без особого труда определяет тип текста: повествование, описание, рассуждение. Работа над умением составлять и сочетать их между собой продолжается на последующих ступенях обучения.
Типы речи - это разновидности языка в зависимости от того, что мы хотим передать в тексте: рассказать, изобразить или доказать что-либо.
Выделяют три типа речи: повествование, описание, рассуждение. Как правило, в чистом виде типы речи встречаются редко, обычно они комбинируются.
Так, например, повествование может включать элементы описания или описание включать элементы рассуждения.
Повествование
К текстам повествования можно задать вопрос что произошло?
Целью текстов повествования является рассказать о событии, факте действительности. Тексты повествования отражают несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Тексты повествования строятся по следующей схеме: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Одно из свойств повествования - динамичность. Ведущая часть речи - глагол, который и позволяет передать динамику, а также специальные слова со значением времени (сначала, затем, потом, утром, вечером и т.д.).
В основе повествования лежит единство видовременного плана, т. е. глаголы должны стоять в одном и том же времени и быть одного вида. Повествование, как правило, используется в текстах художественного или разговорного стилей.
Описание
К тестам описания можно задать вопрос какой (каков) предмет?
Целью тестов описания является описание предметов. Образ того или иного предмета или описание явления создается путем перечисления его признаков. Объект описания статичен, динамики в описании нет.
Композиционная схема текста описания представляет собой следующее: зачин, главная часть, концовка. В начале, как правило, называется предмет описания, затем перечисляются признаки предмета, на основе которого складывается законченный образ предмета описания, в конце делается вывод - общая оценка предмета.
Признаки предмета передаются прилагательными, причастиями или глаголами-сказуемыми. Так же, как и повествовании, в описании важно единство видовременного плана. Как правило, в описании используются простые предложения, хотя нередко - и сложные.
Описание используется в текстах любого стиля.
Рассуждение
К тестам рассуждения можно задать вопрос почему? Целью тестов описания является утверждение или отрицание какого-либо факта, явления, понятия, кроме того, в текстах рассуждения раскрываются причинно-следственные отношения между явлениями.
Строятся тексты рассуждения по следующей схеме: тезис, аргументы, вывод. Тезис - это основная мысль, которая доказывается в тексте, аргументы - это те доказательства, с помощью которых доказывается тезис, вывод - итог размышления.
Тексты рассуждения можно разделить на рассуждение-доказательство (почему?), рассуждение-объяснение (что это такое?), рассуждение-размышление (как быть?). В рассуждении используется любая лексика, для рассуждения неважно единство видо-временного плана. Рассуждение используется в текстах любого стиля.
Виды изобразительно-выразительных средств
Тропы (основаны на лексическом значении слова)
Эпитет
- слово, определяющее предмет или явление и подчеркивающее какие-либо его свойства, качества, признаки. Обычно эпитетом называют красочное определение:
Твоих задумчивых ночей прозрачный сумрак (А. С. Пушкин).
Метафора
- троп, в котором употребляются слова и выражения в переносном значении на основе аналогии, сходства, сравнения:
И тьмой и холодом объята душа усталая моя (М. Ю. Лермонтов).
Сравнение
- троп, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Обычно при этом используются сравнительные союзы:
Анчар, как грозный часовой, стоит один - во всей вселенной (А. С. Пушкин).
Метонимия
- троп, в основе которого замена одного слова другим, смежным по значению. В метонимии явление или предмет обозначается с помощью других слов или понятий, при этом сохраняются их связи и признаки:
Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин).
Синекдоха
- один из видов метонимии, в основе которого - перенесение значения с одного предмета на другой по признаку количественного между ними соотношения:
И слышно было до рассвета, как ликовал француз (имеется в виду вся французская армия) (М. Ю. Лермонтов).
Гипербола
- троп, основанный на чрезмерном преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления:
По неделе ни слова ни с кем не скажу, все на камне у моря сижу (А. Ахматова).
Литота
- троп, противоположный гиперболе, художественное преуменьшение:
Ваш шпиц, прелестный шпиц, - не более наперстка (А. Грибоедов).
Олицетворение
- троп, в основе которого перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные:
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость (А. С. Пушкин).
Аллегория
- троп, основанный на замене абстрактного понятия или явления конкретным изображением предмета или явления действительности:
Медицина - змея, обвивающая чашу, хитрость - лиса и т. д.
Перифраз
- троп, в котором прямое название предмета, человека, явления заменяется описательным выражением, в котором указаны признаки не названного прямо предмета, лица, явления:
Царь зверей - лев.
Ирония
- прием осмеяния, содержащий в себе оценку того, что осмеивается. В иронии всегда есть двойной смысл, где истинным является не прямо высказанное, а подразумеваемое:
Граф Хвостов, поэт, любимый небесами, уж пел бессмертными стихами несчастья невских берегов (А. С. Пушкин).
Стилистические фигуры
Они основаны на особом синтаксическом построении речи.
Риторическое обращение
- придание авторской интонации торжественности, патетичности, иронии и т.п.:
О вы, надменные потомки… (М. Ю. Лермонтов).
Риторический вопрос
- такое построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не требует ответа, а лишь усиливает эмоциональность высказывания:
И над отечеством свободы просвещенной взойдет ли наконец прекрасная заря? (А. С. Пушкин)
Анафора
- повтор частей относительно самостоятельных отрезков, иначе анафора называется единоначатием:
Словно клянете вы дни без просвета, словно пугают вас ноченьки хмурые (А. Апухтин).
Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы.
Антитеза
- стилистическая фигура, в основе которой лежит противопоставление:
И день и час, и письменно и устно, за правду да и нет… (М. Цветаева).
Оксюморон
- соединение логически несовместимых понятий:
Живой труп, мертвые души и т.д.
Градация
- группировка однородных членов предложения в определенном порядке: по принципу нарастания или ослабления эмоционально-смысловой значимости:
Не жалею, не зову, не плачу. (С. Есенин)
Умолчание
- намеренное прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу:
Но слушай: если я должна тебе… кинжалом я владею, близ Кавказа рождена. (А. С. Пушкин)
Именительный темы (именительный представления)
- слово в именительном падеже или словосочетание с главным словом в именительном падеже, которое стоит в начале абзаца или текста и в котором заявляется тема дальнейшего рассуждения (дается наименование предмета, который служит темой дальнейшего рассуждения):
Письма. Кто их любит писать?
Парцелляция
- намеренное разбивание одного простого или сложного предложения на несколько отдельных предложений с целью обратить внимание читателя на выделенный отрезок, придать ему (отрезку) дополнительный смысл:
Один и тот же опыт приходится повторять много раз. И с большой тщательностью.
Синтаксический параллелизм
- одинаковое построение двух и более предложений, строк, строф, частей текста:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут.
(предложения строятся по схеме: обстоятельство места с определением, подлежащее, сказуемое)
Тучка по небу идет, Бочка по морю плывет. (А. С. Пушкин)
(предложения строятся по схеме: подлежащее, обстоятельство места, сказуемое)
Инверсия
- нарушение общепринятой грамматической последовательности речи:
Белеет парус одинокой в тумане моря голубом. (М. Ю. Лермонтов)
(по правилам русского языка: Одинокий парус белеет в голубом тумане моря.)
Средства связи предложений в тексте
Лексические средства:
- Лексический повтор - повтор слова или употребление однокоренного слова. Для научных и официально-деловых текстов повтор слова - основное средство связи. Достаточно часто используется в описании.
- Синонимическая замена - замена слова в одном из предложений синонимом или синонимическим выражением в другом. Обычно используется там, где необходима красочность речи, ее образность, выразительность, - публицистический, художественный стили.
- Два предложения могут быть связаны родовидовыми отношениями
: род как более широкое понятие, вид - как более узкое.
В этом лесу много деревьев. Но прежде всего замечаешь стволы любимых берез. - Использование антонимов .
- Употребление слов одной тематической группы
.
Карамазовых в русской жизни много, но все-таки они не направляют курс корабля. Матросы важны, но еще важнее для капитана и парусника румпель и звезда, на которую ориентируется идеал.
Основными типами речи являются описание , повествование и рассуждение .
Описание - это тип речи, при помощи которого изображается какое-либо явление действительности путем перечисления его постоянных или одновременно присутствующих признаков или действий (содержание описания можно передать на одном кадре фотоаппарата).
В описании больше всего используются слова, обозначающие качества, свойства предметов (существительные, прилагательные, наречия).
Глаголы чаще употребляются в форме несовершенного вида прошедшего времени, а для особой наглядности, изобразительности описания - и в форме настоящего времени. Широко используются синонимы - определения (согласованные и несогласованные) и назывные предложения.
Например:
Небо было ясное, чистое, нежно-голубого цвета. Легкие белые облака, освещенные с одной стороны розовым блеском, лениво плыли в прозрачной тишине. Восток алел и пламенел, отливая в иных местах перламутром и серебром. Из-за горизонта, точно гигантские растопыренные пальцы, тянулись вверх по небу золотые полосы от лучей еще не взошедшего солнца. (А. И. Куприн)
Описание помогает увидеть предмет, представить его в сознании.
|
Повествование - это тип речи, при помощи которого рассказывается о каких-либо событиях в их временной последовательности; сообщается о последовательно сменяющих друг друга действиях или событиях (содержание повествования можно передать лишь на нескольких кадрах фотоаппарата).
В текстах повествовательного типа особая роль принадлежит глаголам, особенно в форме прошедшего времени несовершенного вида (приехал, увидел, разработал и т. д.).
Например:
И вдруг... случилось что-то необъяснимое, почти сверхъестественное. Мышастый дог внезапно грохнулся на спину, и какая-то невидимая сила повлекла его с тротуара. Вслед за этим та же невидимая сила плотно охватила горло изумленного Джека... Джек уперся передними ногами и яростно замотал головой. Но незримое «что-то» так стиснуло его шею, что коричневый пойнтер лишился сознания. (А. И. Куприн)
Повествование помогает наглядно представить действия, движения людей и явлений во времени и пространстве.
Рассуждение - это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах (о том, что нельзя сфотографировать).
|
В текстах-рассуждениях особая роль принадлежит вводным словам, указывающим на связь мыслей, последовательность изложения (во-первых, во-вторых, итак, таким образом, следовательно, с одной стороны, с другой стороны ), а также подчинительным союзам со значением причины, следствия, уступки (для того чтобы, вследствие того чтобы, так как, хотя, несмотря на то что и т. д.)
Например:
Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.
Но если писатель хорошо видит то, о чем он пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать.К. Г. Паустовский)
Границы между описанием, повествованием и рассуждением достаточно условны. При этом далеко не всегда в тексте представлен какой-либо один тип речи. Значительно чаще встречаются случаи их сочетания в различных вариантах: описание и повествование; описание и рассуждение; описание, повествование и рассуждение; описание с элементами рассуждения; повествование с элементами рассуждения и т. п.
Стили речи
Стиль - это исторически сложившаяся система языковых средств и способов их организации, которая используется в определенной сфере человеческого общения (общественной жизни): сфере науки, официально-деловых отношений, агитационно-массовой деятельности, словесно-художественного творчества, сфере бытового общения.
Каждый функциональный стиль характеризуется:
а) сферой применения;
б) основными функциями;
в) ведущими стилевыми чертами;
г) языковыми особенностями;
д) специфическими формами (жанрами).
|
Научный стиль
|
Научный стиль делится на три подстиля: собственно научный , научно-учебный и научно-популярный .
Каждый из названных подстилей имеет свои особенности. В научно-учебных и научно-популярных подстилях допускается использование некоторых (отдельных) языковых средств, характерных для разговорной речи и публицистики, в том числе средств языковой выразительности (метафор, сравнений, риторических вопросов, риторических восклицаний, парцелляции и некоторых других).
В текстах научного стиля могут быть представлены все типы речи: описание, повествование и рассуждение (чаще всего: рассуждение-доказательство и рассуждение-объяснение).
Официально-деловой стиль
|
В текстах официально-делового стиля обычно представлено два типа речи: описание и повествование.
Публицистический стиль
|
Публицистический стиль делится на два подстиля: собственно публицистический и художественно-публицистический.
Собственно публицистический подстиль характеризуется злободневностью тематики, использованием общественно-политической лексики и терминологии (депутат, власть, патриот, парламент, консерватизм ), специфической публицистической лексики и фразеологии (репортаж, миротворческий, коридоры власти, урегулирование конфликта ), частотностью употребления заимствованных слов, называющих новые экономические, политические, бытовые, научно-технические явления (дистрибьютор, инвестиция, инаугурация, киллер, крупье, рейтинг и др.).
Художественно-публицистический подстиль по своим языковым особенностям сближается со стилем художественной литературы и характеризуется сочетанием функций воздействия и убеждения с функцией эстетической, а также широким использованием изобразительно- выразительных средств языка, в том числе тропов и фигур.
В текстах публицистического стиля могут встречаться все типы речи: описание, повествование и рассуждение.
Для художественно-публицистического подстиля особенно характерно рассуждение-размышление.
Художественный стиль
|
В текстах художественного стиля, как и в публицистике, широко используются все типы речи: описание, повествование и рассуждение. Рассуждение в художественных произведениях предстает в форме рассуждения-размышления и является одним из важнейших средств раскрытия внутреннего состояния героя, психологической характеристики персонажа.
Разговорный стиль
Сфера применения (где?) | Бытовая (неофициальная обстановка) |
Функции (зачем?) | Непосредственное бытовое общение; |
Основные стилевые особенности | Непринужденность, простота речи, конкретность, эмоциональность, образность |
Основные языковые средства | Разговорная, в том числе эмоционально-оценочная и экспрессивная, лексика и фразеология (картошка, книжка, доченька, малыш, длиннющий, шлепнуться, кот наплакал, сломя голову
); неполные предложения; использование экспрессивных синтаксических конструкций, характерных для разговорной речи (вопросительных и восклицательных предложений, слов-предложений, в том числе междометных, предложений с парцелляцией (Придешь завтра? Молчать! Поспать бы! - Вы в кино? - Нет. Вот еще! Ой! Эх ты!
); |
Жанры | Дружеская беседа, частный разговор, бытовой рассказ, спор, записки, частные письма |