Сухопутные войска рф. Инженерные войска россии Инженерно саперные войска спец работы

Военных (боевых) действий. Инженерное обеспечение военных (боевых) действий войск организовывалось и осуществлялось с целью создания войскам необходимых условий для своевременного и скрытного выдвижения, развёртывания, манёвра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника .

История

После Февральской и Октябрьской революций (переворотов), в ходе организации Рабоче-Крестьянской Красной армии и флота в состав РККА были влиты сапёрные подразделения бывшей Русской императорской армии . В 1919 году были созданы понтонные и электротехнические батальоны, автомобильные подразделения, маскировочные роты, минно-подрывная бригада. К 1929 году общее формирование инженерных войск в РККА было завершено.

В годы ВОВ действовали 10 сапёрных армий, позднее переформированных в бригады.

С середины 1940-х по 1970-е в мотострелковых полках штатно располагались инженерно-сапёрные роты (иср), в дивизиях - инженерно-сапёрные батальоны (исб), в общевойсковых армиях и округах - инженерно-сапёрные полки (исп), а также специализированные батальоны и полки: понтонно-мостовые, переправочно-десантные, дорожные, мостостроительные и др. Однако в связи с просчётами в планировании, в Афганской войне ощущался дефицит инженерных частей.

В 1989 году инженерные войска СССР принимали участие в ликвидации последствий Чернобыльской аварии .

Задачи

Согласно Боевому уставу Сухопутных войск ВС СССР инженерное обеспечение включает в себя:

  • инженерную разведку противника, местности и объектов;
  • фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;
  • устройство и содержание инженерных заграждений , и производство разрушений;
  • установка и содержание ядерных мин и фугасов ;
  • уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;
  • проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;
  • устройство проходов через препятствия;
  • разминирование местности и объектов;
  • подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;
  • оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;
  • инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;
  • инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;
  • добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Инженерные войска выполняли задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и инженерных боеприпасов. Кроме того, в их задачи входит поражение техники и живой силы противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами.

Состав

1918-1945 года

Советские инженерные войска создавались вместе с организацией Красной Армии . В дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон, а в стрелковых бригадах - инженерно-сапёрную роту. В сформированы специальные инженерные части. Руководство инженерными войсками осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (1918-1921 - А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизий. В руководство войсками возложено на Главное военно-инженерное управление. К 1929 году штатные инженерные части имелись во всех родах войск. После начала Великой Отечественной войны в октябре 1941 года учреждена должность начальника Инженерных войск. В ходе войны инженерные войска строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, обеспечивали проведение манёвра войск, проделывали проходы в минных полях противника, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов и т. д.

Управления инженерных бригад в годы Великой Отечественной войны

В скобках указано пребывание в составе Действующей армии.

Управление саперных бригад

  • Отдельная сапёрно-восстановительная бригада (2.01.1942-25.05.1942). Переформирована в 16 ибрсн
  • 1-я сапёрная бригада (15.03.1942-2.06.1942). Переформирована в 1 ибрсн
  • 2-я сапёрная бригада (20.03.1942-5.08.1942). Переформирована во 2 ибрсн
  • 3-я сапёрная бригада (16.3.1942-5.12.1942). Переформирована в 1 имбр
  • 7-я сапёрная бригада:
    • второе формирование (30.5.1942-12.12.1942). Переформирована во 2 имбр
  • 9-я сапёрная бригада:
    • второе формирование (1.7.1942-25.11.1942). Переформирована в 3 имбр
  • 10-я сапёрная бригада (14.5.1942-19.12.1942). Переформирована в 4 имбр
  • 11-я сапёрная бригада (14.5.1942-5.12.1942). Переформирована в 1 гмибр
  • 12-я сапёрная бригада (15.2.1942-26.11.1942). Переформирована в 5 имбр
  • 14-я сапёрная бригада (24.2.1942-25.8.1942). Расформирована
  • 15-я сапёрная бригада (24.2.1942-25.8.1942). Расформирована
  • 17-я сапёрная бригада:
    • первое формирование (23.3.1942-31.8.1942). Переформирована в 44 ибрсн
    • второе формирование (3.11.1942-30.11.1942). Переформирована в 15 имбр
  • 18-я сапёрная бригада (23.3.1942-29.11.1942). Переформирована в 6 имбр
  • 19-я сапёрная бригада (23.3.1942-31.8.1942, 22.9.1942-29.11.1942). Переформирована в 7 имбр
  • 20-я сапёрная бригада (15.2.1942-16.12.1942). Переформирована в 8 имбр
  • 21-я сапёрная бригада (15.2.1942-29.11.1942). Переформирована в 9 имбр
  • 23-я сапёрная бригада (1.11.1941-9.12.1942). Переформирована во 2 гмибр
  • 24-я сапёрная бригада (1.11.1941-3.12.1942). Переформирована в 3 гмибр
  • 25-я сапёрная бригада (1.11.1941-25.12.1942). Переформирована в 4 гмибр
  • 26-я сапёрная бригада (1.11.1941-9.12.1942). Переформирована в 5 гмибр
  • 27-я сапёрная бригада (25.2.1942-25.5.1942). Переформирована в 27 ибрсн
  • 28-я сапёрная бригада (25.2.1942-15.10.1942). Расформирована
  • 29-я сапёрная бригада (25.2.1942-15.10.1942). Расформирована
  • 30-я сапёрная бригада (25.2.1942-15.10.1942). Расформирована
  • 31-я сапёрная бригада (24.12.1941-25.11.1942). Переформирована в 10 имбр
  • 32-я сапёрная бригада (24.12.1941-26.11.1942). Переформирована в 11 имбр
  • 33-я сапёрная бригада (24.12.1941-20.4.1942). Переформирована в 33 ибрсн
  • 34-я сапёрная бригада (24.12.1941-20.11.1942). Переформирована в 12 имбр
  • 35-я сапёрная бригада (24.12.1941-25.3.1942, 7.4.1942-30.11.1942). Переформирована в 13 имбр
  • 36-я сапёрная бригада (24.12.1941-13.9.1942). Переформирована в 14 имбр
  • 37-я сапёрная бригада (24.12.1941-25.8.1942).
  • 38-я сапёрная бригада (24.12.1941-1.9.1942). Расформирована
  • 39-я сапёрная бригада (24.12.1941-1.9.1942). Расформирована. Управление обращено на формирование 39 ибрсн
  • 40-я сапёрная бригада (24.12.1941-1.9.1942). Расформирована

Управление инженерно-минных бригад

  • 1-я инженерно-минная бригада (переформирована из 3 сапбр) (5.12.1942-9.7.1943). Переформирована в 1 исбр
  • 2-я инженерно-минная бригада (переформирована из 7 сапбр второго формирование) (12.12.1942-30.6.1943). Переформирована во 2 исбр
  • 3-я инженерно-минная бригада (переформирована из 9 сапбр) (25.11.1942-14.4.1943). Переформирована в 15 шисбр
  • 4-я инженерно-минная бригада (переформирована из 10 сапбр) (19.12.1942-29.7.1943). Переформирована в 4 исбр
  • 5-я инженерно-минная бригада (переформирована из 12 сапбр) (26.11.1942-10.2.1943, 28.5.1943-2.7.1943). Переформирована в 5 исбр
  • 6-я инженерно-минная бригада (переформирована из 18 сапбр) (29.11.1942-30.6.1943). Переформирована в 6 исбр
  • 7-я инженерно-минная бригада (переформирована из 19 сапбр) (29.11.1942-5.7.1943). Переформирована в 7 исбр
  • 8-я инженерно-минная бригада (переформирована из 20 сапбр) (16.12.1942-5.2.1943). Переформирована в 8 исбр
  • 9-я инженерно-минная бригада (переформирована из 21 сапбр) (29.11.1942-4.7.1943). Переформирована в 9 исбр
  • 10-я инженерно-минная бригада (переформирована из 31 сапбр) (25.11.1942-17.4.1943). Переформирована в 66 исбр (первого формирование)
  • 11-я инженерно-минная бригада (переформирована из 32 сапбр) (26.11.1942-10.7.1943). Переформирована в 11 исбр
  • 12-я инженерно-минная бригада (переформирована из 34 сапбр) (20.11.1942-16.7.1943). Переформирована в 12 исбр
  • 13-я инженерно-минная бригада (переформирована из 35 сапбр) (30.11.1942-4.7.1943). Переформирована в 13 исбр
  • 14-я инженерно-минная бригада (переформирована из 36 сапбр) (28.3.1943-5.7.1943). Переформирована в 14 исбр
  • 15-я инженерно-минная бригада (переформирована из 17 сапбр второго формирования) (30.11.1942-3.7.1943). Переформирована в 15 исбр
  • 16-я инженерно-минная бригада (9.4.1943-21.6.1943). Переформирована в 16 исбр

Управление инженерно-саперных бригад

Управление горных минно-инженерных и горных инженерно-саперных бригад

  • 1-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 11 сапбр). (5.12.1942-27.6.1943). Расформирована.
  • 2-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 23 сапбр). (9.12.1942-20.5.1943). Переформирована в 6 поимбр.
  • 3-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 24 сапбр). (3.12.1942-26.5.1943). Расформирована.
  • 4-я горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 25 сапбр). (25.12.1942-30.3.1943). Переформирована в 4 гисбр.
  • 4-я горная инженерно-сапёрная Карпатская Краснознамённая ордена Кутузова бригада (Переформирована из 4 гмибр). (11.8.1944-11.5.1945).
  • 5 горная минно-инженерная бригада (Переформирована из 26 сапбр). (9.12.1942-24.5.1943). Переформирована в 13 шисбр.
  • 5-я горная инженерно-сапёрная Днестровская ордена Кутузова бригада (Переформирована из 5 исбр). (20.9.1944-11.5.1945).
  • 6-я горная инженерно-сапёрная Карпатская ордена Богдана Хмельницкого бригада (10.8.1944-11.5.1945).

Управление штурмовых и мото-штурмовых инженерно-саперных бригад

  • 1-я гвардейская штурмовая инженерно-сапёрная Могилёвская Краснознамённая ордена Кутузова бригада
  • 1-я штурмовая инженерно-сапёрная Смоленская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова комсомольская бригада
  • 2-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 2-я штурмовая инженерно-сапёрная Рогачёвская Краснознамённая ордена Суворова бригада
  • 3-я штурмовая инженерно-сапёрная Неманская ордена Кутузова бригада
  • 4-я штурмовая инженерно-сапёрная Духовщинская Краснознамённая ордена Суворова бригада
  • 5-я штурмовая инженерно-сапёрная Витебско-Хинганская Краснознамённая бригада
  • 6-я штурмовая инженерно-сапёрная Уманская Краснознамённая бригада
  • 7-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 9-я штурмовая инженерно-сапёрная Новгородско-Хинганская Краснознамённая ордена Кутузова бригада
  • 107-я штурмовая инженерно-сапёрная Витебская Краснознамённая бригада
  • 11-я штурмовая инженерно-сапёрная Запорожско-Будапештская Краснознамённая орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого бригада
  • 12-я штурмовая инженерно-сапёрная Мелитопольская Краснознамённая орденов Суворова, Кутузова и Красной Звезды бригада
  • 14-я штурмовая инженерно-сапёрная Александрийская Краснознамённая ордена Суворова бригада
  • 15-я штурмовая инженерно-сапёрная Винницкая Краснознамённая ордена Богдана Хмельницкого бригада
  • 16-я штурмовая инженерно-сапёрная Рава-Русская орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого и Красной Звезды бригада
  • 17-я штурмовая инженерно-сапёрная Гатчинская дважды Краснознамённая бригада
  • 20-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 21-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 22-я гвардейская моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада
  • 23-я моторизованная штурмовая инженерно-сапёрная бригада

Управление инженерных бригад спецназначения и мото-инженерных бригад

  • Отдельная инженерная бригада (Сформирована на базе 1 инжп) (2.7.1941-10.8.1941). Переформирована в УВПС № 3.
  • 1-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 1 сапбр) (2.6.1942-27.5.1944). Переформирована в 1 мибр.
  • 1-я мото-инженерная бригада (переформирована из 1 ибрсн) (27.5.1944-9.5.1945).
  • 1-я гвардейская инженерная бригада спецназначения (преобразована из 16 ибрс 1.4.1943). (8.5.1943-2.6.1944). Переформирована в 1 гв. мибр.
  • 1-я гвардейская мото-инженерная бригада (переформирована из 1 гв. ибрсн) (2.6.1944-9.5.1945).
  • 2-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 2 сапбр) (5.8.1942-3.6.1944). Переформирована во 2 мибр.
  • 2-я мото-инженерная бригада (переформирована из 2 ибрсн) (3.6.1944-9.5.1945).
  • 2-я гвардейская инженерная бригада спецназначения (преобразована из 39 ибрсн 1.4.1943) (1.4.1943-28.3.1944). Переформирована во 2 гв. мшисбр.
  • 3-я гвардейская мото-инженерная бригада (преобразована из 20 мибр 17.3.1945). (17.3.1945-11.5.1945).
  • 5-я инженерная бригада спецназначения (сформирована на базе 27 АУВПС) (30.5.1942-27.5.1944). Преобразована в 5 гв. мибр 27.5.1944.
  • 5-я гвардейская мото-инженерная бригада (преобразована из 5 ибрсн 27.5.1944). (27.5.1944-9.5.1945).
  • 8-я инженерная бригада спецназначения (24.6.1942-10.6.1944). Переформирована в 8 мибр.
  • 8-я мото-инженерная бригада (переформирована из 8 ибрсн) (10.6.1944-9.5.1945, 9.8.1945-3.9.1945).
  • 13-я инженерная бригада спецназначения (1.7.1942-23.6.1944). Переформирована в 13 мибр.
  • 13-я мото-инженерная бригада (переформирована из 13 ибрсн). (23.6.1944-9.5.1945).
  • 16-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из отдельной сапёрно-восстановительной бригады) (25.5.1942-15.2.1943). Преобразована в 1 гв. ибрсн 1.4.1943.
  • 17-я мото-инженерная бригада (1.8.44-6.9.1944, 22.11.1944-9.5.1945).
  • 18-я мото-инженерная бригада (28.7.1944-5.9.1944, 30.10.1944-9.5.1945).
  • 19-я мото-инженерная бригада (25.7.1944-6.9.1944, 28.10.1944-11.5.1945).
  • 20-я мото-инженерная бригада (11.8.1944-17.3.1945). Преобразована в 3 гв. мибр 17.3.1945.
  • 21-я мото-инженерная бригада (2.8.1944-19.12.1944, 8.1.1945-9.5.1945).
  • 22-я мото-инженерная бригада (23.7.1944-11.5.1945, 9.8.1945-3.9.1945).
  • 27-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 27 сапбр) (25.5.1942-24.4.1943, 9.7.1943-1.6.1944). Переформирована в 27 мибр.
  • 27-я мото-инженерная бригада (переформирована из 27 ибрсн) (1.6.1944-11.5.1945).
  • 33-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 33 сапбр) (20.4.1942-3.6.1944). Переформирована в 33 мибр.
  • 33-я мото-инженерная бригада (переформирована из 33 ибрсн) (3.6.1944-9.5.1945).
  • 39-я инженерная бригада спецназначения (сформирована на базе 39 сапбр) (4.9.1942-1.4.1943). Преобразована во 2 гв. ибрсн 1.4.1943.
  • 41-я инженерная бригада спецназначения (21.9.1942-2.12.1943, 1.4.1944-18.6.1944). Переформирована в 41 мибр
  • 41-я мото-инженерная бригада (переформирована из 41 ибрсн) (18.6.1944-9.5.1945).
  • 42-я инженерная бригада спецназначения (4.10.1942-1.6.1944). Переформирована в 42 мибр.
  • 42-я мото-инженерная бригада (переформирована из 42 ибрсн) (1.6.1944-11.5.1945).
  • 43-я инженерная бригада спецназначения (14.9.1942-8.5.1944). Переформирована в 23 мшисбр
  • 44-я инженерная бригада спецназначения (переформирована из 17 сапбр первого формирования) (30.10.1942-15.6.1944). Переформирована в 44 мибр.
  • 44-я мото-инженерная бригада (переформирована из 44 ибрсн) (15.6.1944-9.5.1945),
  • 46-я мото-инженерная бригада (9.8.1945-3.9.1945).
  • 47-я мото-инженерная бригада (9.8.1945-3.9.1945).
  • 67-я мото-инженерная бригада (переформирована из 50 исбр) (9.8.1945-3.9.1945).

Инженерные войска призваны выполнять инженерное обеспечение при общевойсковых (боевых) действиях, проводить инженерную разведку и наносить урон противоборствующей стороне с использованием инженерных боеприпасов.

Инженерные войска РФ! Наш девиз — «Без нас — никто»

Для осуществления таких задач необходима специальная подготовка личного состава и специальное инженерное вооружение. Структурно инженерные войска входят в состав

День инженерных войск РФ

Профессиональным праздником считается 21 января. Дата профессионального праздника назначена Президентским указом в 1996 году.

Эту памятную дату установили благодаря вкладу инженерных войск в укрепление оборонного военного российского потенциала и с учётом исторических традиций.

Появление военно-инженерного дела и военного зодчества произошло ещё в Древней Руси. Однако планомерно данные войска стали развиваться после создания регулярной армии в петровские времена. Впоследствии Петром 1 было назначено проведение первых инженерных учебных манёвров.

Тогда прорабатывалось создание разных сооружений оборонительного характера. Впервые военно-инженерное дело было упомянуто в указе Петра 1 от 21 января 1701 года.

Музей инженерных войск

Создание музея было ознаменовано 300-летием российских инженерных войск. По официальным данным учреждение открылось 14 декабря 2001 года.

В музейной коллекции представлена краткая история отечественных инженерных войск, указаны решённые ими за время существования задачи военного и мирного периода. Учащиеся школы создали панораму, показывающую героизм сапёров во время Великой Отечественной войны в районе деревни Строково.

Существует ещё и военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи, созданный 29 августа 1703 года. Тогда Петром 1 было дано указание на создание специального Цейхгауза, где можно было бы хранить старинное артиллерийское вооружение.

В 1963 году он объединился с Центральным историческим военно-инженерным музеем, а в 1965 с музеем связи, и получил наименование Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и связи.

Сейчас он относится к крупнейшим мировым военно-историческим музеям, и имеет впечатляющую экспозицию артиллерийского, стрелкового, холодного вооружения, военно-инженерных и войсковых средств связи, боевых знамён, армейского обмундирования, батальных произведений искусства, наград, знаков отличия, исторических документов о развитии армии и подвигах отечественных солдат.

В июле 2010 года начальником российских инженерных войск был назначен генерал-лейтенант Ставицкий Юрий Михайлович, на этом посту он находится и сейчас.

Он прежде занимал много командных постов разного уровня в . В 2016 году он осуществлял руководство по разминированию сирийского города Пальмира. С участием генерал-лейтенанта Ставицкого было организовано создание инженерно-штурмовых батальонов и Международного противоминного центра российской армии для гуманитарного разминирования за территорией России.

Начальник инженерных войск Вооруженных Сил Российской Федерации, генерал-лейтенант Ставицкий Юрий Михайлович

Генерал-лейтенант Ставицкий имеет ордена и медали за заслуги перед Отечеством.

Техника Российских инженерных войск

Техника инженерных войск представляет собой группу средств в виде машин инженерного вооружения , подвижных техсредств по обслуживанию и ремонту, и электротехнических средств общевойскового предназначения:

Военно-инженерная спецтехника для проведения инженерной разведки.

Одной из наиболее сложных разведывательных задач считается выявление инженерных заграждений. Подобные техсредства определяют возможность прохождения определённых участков, значимость препятствий водного характера, разрушений, завалов, возможности их преодоления, наличие защитных и маскирующих свойств территории.

Чтобы преодолеть водные преграды, выполнить разведку территории, определить пути продвижения войсковых частей используют инженерную разведывательную машину ИРМ-2 . Это основное техсредство разведывательного характера инженерных войск.

При разведке используются стационарные разведывательные приборы (широкозахватный миноискатель РШМ-2 и инженерно-разведывательный эхолот ЭИР), и переносные инженерные разведывательные приборы (к ним относят перископическую буссоль, ручные миноискатели, инженерно-разведывательный перископ, и прочие).

Быстроходная траншейная машина БТМ-4М «Тундра»

При использовании комплекта средств для инженерной разведки с вертолётов проводится аэрофотографическая и аэровизуальная разведка территории.

Военно-инженерные техсредства, способные преодолеть минно-взрывные заграждения.

Колейно-ножевой трал осуществляет выкапывающие действия, механизм представляет собой отвал с ножами. При нащупывании мины, ножи вытесняют её наверх, а отвал убирает в сторону.

Колейный катково-ножевой трал, кроме ножевых, оснащён двумя катковыми секциями, которые благодаря своему весу приводят в действие противотанковые мины.

Электромагнитные тралы могут быть установлены на танк с любым тралом.

Установку разминирования УР-77 применяют, чтобы проделать проход на противотанковом минном поле.

Военно-инженерная техника по установке минно-взрывных заграждений.

Механизация установки МВЗ способствует ускорению этого процесса, повышению его эффективности и сокращению количества задействованных военнослужащих.

Механизация противотанкового минирования выполняется главным образом с помощью Гусеничного минного заградителя ГМЗ-3.

С помощью Универсального минного заградителя УМЗ осуществляется дистанционное противотанковое и противопехотное минирование.

Военно-инженерные техсредства для механизирования дорожно-земляной работы.

К такой технике относятся механические средства для земляной работы, для создания и поддержания путей продвижения и маневрирования войсковых частей, для прохождения преград.
Предназначение траншейных машин заключается в рытье траншей и проходов на занимаемых позициях.

С помощью котлованных машин осуществляется рытьё котлованов на оборудуемых позициях.
Траншеи и котлованы отрываются также с помощью полковой землеройной машины ПЗМ-2.

Универсальные землеройные машины используются для механизирования рытья и погрузки.

С помощью путепрокладчиков, универсальных дорожных машин, войсковых бульдозеров создаются и поддерживаются в надлежащем состоянии войсковые пути, съезды, переходы по неровной местности.

Путепрокладчик БАТ-2 предназначен для работ по прокладке колонных путей, подготовки и содержания войсковых дорог.

При помощи инженерных машин разграждения обеспечивается продвижение войсковых частей через разрушенные районы в случае ядерных ударов.

Универсальную дорожную машину используют вместе с бульдозерным оснащением, она имеет ещё и погрузочное оборудование.

С помощью лесозаготовительных и лесопильных средств заготавливается лесопильный материал. При использовании грузоподъёмных и подъёмно-транспортных машин осуществляется погрузочно-разгрузочная и монтажно-демонтажная механизация.

При помощи средств техобслуживания и ремонта инженерных механизмов эта техника поддерживается в надлежащем виде.

Училище, военные институты, части инженерных войск

Основной учебно-методический центр инженерных войск России — это военный институт инженерных войск Общевойсковой академии Вооружённых сил Российской Федерации — высшее военное училище инженерных войск

Инженерные войска Муром (в/ч 11105 и 45445)

Первая гвардейская Брестско-Берлинская Краснознамённая орденов Суворова и Кутузова инженерно-сапёрная бригада центрального подчинения (в/ч 11105) местом дислокации имеет город Муром Владимирской области. Один из батальонов находится в Подмосковном селе Николо-Урюпино.

Соединение было создано в 1942 году в Ворошиловградской области (ныне Луганской области Украины), в качестве 16-й отдельной инженерной бригады спецназначения. В 1943 году она стала гвардейской бригадой за проявление стойкости и героизма бойцов.

В 1944 в итоге реорганизации она стала первой отдельной гвардейской моторизованной бригадой РГК. Данное соединение удостоено множества государственных наград. За военные подвиги в сражениях вблизи города Орла в 1943 году часть удостоена ордена Красного Знамени, во время освобождения Белоруссии — ордена Суворова второй степени, а Брестской она стала именоваться за освобождённые города на Белорусском фронте. Висло-Одерское освобождение принесло награждение орденом Кутузова второй степени, а наименование Берлинская она получила за штурм последнего фашистского пристанища.

С конца войны и по 1994 год соединение располагалось в ГДР, где необходимо было поднимать затонувшие корабли. С 1994 года располагалось уже в Ростове-Великом (Ярославском). Некоторые подразделения участвовали в противотеррористических действиях во время чеченского конфликта. Военной частью 11105 она стала именоваться в 1994 году. С 2015 года имеет постоянную дислокацию в Муроме.

В соединении проводится общевойсковая подготовка, полевые учения, осваиваются военные специальности. Военнослужащие участвуют в соревнованиях международного статуса.
Присяга принимается в субботу, после неё предоставляется увольнение, а впоследствии увольнительные дают в выходные и праздники, но в присутствии родных.

Воинская часть в/ч 45445

28-я отдельная понтонно-мостовая бригада ВС России условно именуется , располагается в Западном военном округе, её постоянная дислокация в городе Муром, Владимирской области.

Данное соединение сформировали 1 декабря 2015 года. Целью создание понтонно-мостовой бригады является увеличение эффективности инженерных войск и их быстрого реагирования, резервное обеспечение при внезапной необходимости решения новых задач и укрепление войсковой группировки в определённом стратегическом направлении.

Личный состав инженерных войск с флагом Российской Федерации и Инженерных войск

Соединение состоит из понтонных батальонов, десантных подразделений, паромно-мостовых машин, формирований мостостроительных средств для установки переправ через водные препятствия.

Предназначением соединения является оборудование переправ с увеличенной грузоподъёмностью при возникновении значительной водной преграды и внезапной необходимости решать задачи в мирной действительности по переправе материально-технических средств, а также в случае чрезвычайной ситуации.

Инженерные войска Кстово

Воинская часть 64120 — это Гвардейский Ковельский Краснознамённый межвидовой учебный центр инженерных войск. Местом дислокации военной части является город Кстово Нижегородской области. Военнослужащие проходят подготовку в соответствии со специализацией инженерно-сапёрного подразделения.

Образование воинской части произошло в итоге объединения военного института инженерных войск Нижегородской области и 6-го Гвардейского Ковельского краснознамённого учебного центра инженерных войск имени генерал-лейтенанта Д.М. Карбышева.

Военная часть была открыта 30 августа 1971 года, но начало её функционирования с приёмом военнослужащих приходится на июнь 2012 года.

В учебном заведении готовят следующих военных специалистов: крановщиков, механиков-водителей, сапёров, водителей автокрана, путепрокладчиков, экскаваторщиков, электриков, водителей универсальной дорожно-строительной техники. После завершения учебного процесса происходит формирование трёх батальонов.

После прохождения быстрой специальной подготовки (обычно в течение четырёх месяцев), военнослужащие отправляются для дальнейшего прохождения службы в других формированиях и военно-учебных заведениях, уже пройдя профессиональную подготовку.

Это военное учреждение универсально тем, что после получения здесь профессиональных навыков, такие знания пригодятся не только в армии, но и в гражданских ситуациях. Тем самым солдат, кроме прохождения службы получит профессию для гражданского применения.

Инженерные войска Нахабино

Местом дислокации 45-й отдельной Гвардейской Берлинской орденов Кутузова, Богдана Хмельницкого, Александра Невского и Красной Звезды инженерно-сапёрной бригады (она же военная часть 11361) являются несколько населённых пунктов. Местом нахождения основных структурных единиц является посёлок Нахабино в Подмосковье.

К задачам соединения относятся: проведение инженерной разведки, разминирование, организация проходов в случае помех, оборудование переправ, маскировочные действия.

Создание во время афганской войны в 1980 году 45-го отдельного инженерного полка предшествовало образованию данной военной части. В составе полка находились дорожно-сапёрный и инженерно-дорожный батальоны, а также рота полевого водоснабжения. В конце того же года полк стал именоваться войсковой частью 88870, а в 1984 году он ещё усилился инженерно-дорожным батальоном.

В итоге первой реорганизации соединение стало именоваться 45-м отдельным инженерно-маскировочным полком с местом расположения в подмосковном посёлке Николо-Урюпино. С 2010 года часть была в подчинении командования Западного военного округа.

В результате переформирования 2012 года в состав нынешнего соединения вошли две части. Часть 11361 создавалась на базе 66-го Гвардейского понтонно-мостового полка из Мурома, и 45-го инженерно-маскировочного полка из Николо-Урюпино. Здесь отсутствуют проявления дедовщины, а военнослужащих ежедневно осматривают на предмет телесных повреждений.

Питание в столовой организовывается с помощью гражданского персонала, а в чайной принимают к оплате карты. Присягу принимают в субботу, а каждое воскресенье военнослужащим разрешают пользоваться телефоном.

Инженерные войска эмблема

Эмблема инженерных войск представлена в виде изображения с двуглавым орлом с распростёртыми крыльями, держащим в лапах перекрещённые топоры, с красным треугольником на груди, и со щитом конусом вниз, а сверху доходящим до короны. На щите изображение всадника, поражающего копьём дракона.

Флаг инженерных войск

На полотнище флага инженерных войск изображён белый крест с чёрно-красными полосами, направленными в стороны, в центре изображён серебряный отвал путепрокладчика, якорь, пылающая гренада с молниями и перекрещённые топоры, по окружности идёт зубчатое колесо.
Стиль флага напоминает образцы знамён 1763 года. Это первый флаг, созданный по обычаям Русских Вооружённых Сил.

Пока это все что мы хотели рассказать об инженерных войсках Российской Федерации. Есть что добавить — пишите в комментариях!

И составляют основу группировок войск на стратегических направлениях. Они предназначены для обеспечения и защиты нашей страны от внешней агрессии на суше, а также для защиты России в рамках ее международных обязательств по обеспечению коллективной безопасности.

По своим боевым возможностям Сухопутные войска способны во взаимодействии с другими видами Вооруженных Сил Российской Федерации вести наступление в целях разгрома группировки противника и овладения его территорией, наносить огневые удары на большую глубину, отражать вторжение противника, его крупных воздушных десантов, прочно удерживать занимаемые территории, районы и рубежи.

Сухопутные войска организационно состоят из (рис. 1) мотострелковых и танковых войск, ракетных войск и артиллерии, войск ПВО, являющихся родами войск, а также специальных войск (разведывательных, связи, РЭБ, инженерных, РХБ защиты, технического обеспечения, охраны тыла, частей и организаций тыла). Основу их боевого состава составляют мотострелковые, танковые дивизии и бригады (в том числе горные), бригады (полки) родов войск и специальных войск, организационно сведенные в армии и фронтовые (окружные) группировки войск (сил).

Объединения и соединения Сухопутных войск являются главной составляющей частью военных округов: Московского (МВО), Ленинградского (ЛенВО), Северо-Кавказского (СКВО), Приволжско-Уральского (ПУрВО), Сибирского (СибВО), Дальневосточного (ДВО).

Мотострелковые войска — самый многочисленный род войск, составляющий основу Сухопутных войск и ядро их боевых порядков. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей, ракетными комплексами, танками, артиллерией и минометами, противотанковыми управляемыми ракетами, зенитными ракетными комплексами и установками, эффективными средствами разведки и управления.

Рис. 1. Структура Сухопутных войск

Танковые войска — род войск и главная ударная сила Сухопутных войск. Применяются преимущественно на главных направлениях для нанесения по противнику мощных рассекающих ударов на большую глубину.

Обладая большой устойчивостью и огневой мощью, высокой подвижностью и маневренностью танковые войска способны наиболее полно использовать результаты ядерных и огневых ударов, в короткие сроки достигать конечных результатов боя и операции.

Ракетные войска и артиллерия — род войск Сухопутных войск, являющийся основным средством огневого и ядерного поражения во фронтовых и армейских (корпусных) операциях и в общевойсковом бою. Предназначены для поражения средств ядерного нападения, живой силы, артиллерии, других огневых средств и объектов противника.

Войска противовоздушной обороны — род войск Сухопутных войск предназначенный для отражения ударов средств воздушного нападения противника и защиты группировок войск и объектов тыла от ударов с воздуха.

Успешное выполнение общевойсковыми формированиями стоящих перед ними задач обеспечивается специальными войсками (инженерными, радиационной, химической и биологической защиты и др.) и службами (вооружения, тыла).

Специальные войска — воинские формирования, учреждения и организации, предназначенные для обеспечения боевой деятельности Сухопутных войск и решения присущих им специальных задач.

На вооружении Сухопутных войск помимо стрелкового оружия (рис. 2-5) состоят танки (Т-90 — рис. 6, Т-80У, Т-72, Т-64, Т-62, Т-54/55), бронетранспортеры (БТР-60/70/80 — рис. 7), боевые машины пехоты (БМП-1/2/3 — рис. 8), боевые разведывательно-дозорные машины (БРДМ), гаубицы (рис. 9) и пушки калибра 122-203 мм, минометы калибра 82 (рис. 10), 120, 160 и 240 мм, реактивные системы залпового огня (РСЗО калибра 122, 140, 220, 240 и 300 мм — рис. 11), противотанковые средства (ручные противотанковые гранатометы, противотанковые ракетные комплексы, пушки), войсковые средства ПВО (зенитные самоходные установки, зенитные ракетные комплексы, переносные зенитные ракетные комплексы), оперативно-тактиче- ские ракеты «Точка-У», вертолеты Ми-8 (рис. 12), Ми-24, Ми-26.

Рис. 2. Пистолет Макарова (ПМ): калибр — 9 мм; длина ствола — 93 мм; емкость магазина — 8 патронов; масса со снаряженным магазином — 810 г; прицельная дальность стрельбы — 25 м; боевая скорострельность — 30 выстрелов/мин; начальная скорость пули — 315 м/с

Рис. 3. Снайперская винтовка Драгунова (СВД): калибр 7,62 мм; длина — 1220 мм: длина ствола — 620 мм; начальная скорость пули — 830 м/с; емкость магазина — 10 патронов; масса со снаряженным магазином — 4.51 кг; прицельная дальность — 1300 м

Рис. 4. Автомат Калашникова (ЛК-74М): калибр — 5,45 мм; емкость магазина — 30 патронов; масса без штыка и патронов — 2.71 кг; темп стрельбы — 600 выстрелов/мин; прицельная дальность — 1000 м

Рис. 5. Пулемет НСВ-127 «Корд»: калибр — 12,7 мм; вес — 25 кг; емкость ленты — 50 патронов; боевая скорострельность 650-750 выстрелов/мин; начальная скорость пули — 820-860 м/с; прицельная дальность — 2000 м

Рис. 6. Танк T-90 «Черный орел»: длина — 9,5 м; высота — 2,225 м; ширина — 3,78 м; масса — 48 т; мощность — 840 л. е.; максимальная скорость — 70 км/ч; дальность — 550-650 км; вооружение — 125-мм гладкоствольная пушка, 12,7-мм зенитный пулемет, 7,62-мм пулемет ПКТ, ПТУР; боекомплект — 43 снаряда, 300 патронов калибра 12,7-мм, 2000 патронов калибра 7,62 мм; экипаж — 3 человека

Рис. 7. Бронетранспортер БТР-80: боевая масса — 13,6 г; длина — 7.6 м; ширина — 2,9 м; высота — 2,3 м; вооружение — 14,5-мм спаренный пулемет, 7,62-мм зенитный пулемет; максимальная скорость по шоссе (на плаву) — 80 (9) км/ч; запас хода по шоссе — 600 км; мощность двигателя — 260 л. е.; боевой расчет — 10 человек (3 человека — экипаж, 7 человек — десант)

Рис. 8. Боевая машина пехоты БМП-3: боевая масса — 18,7 т; длина — 6,7 м; ширина — 3,3 м; высота — 2,65 м; мощность двигателя — 500 л. е.; максимальная скорость ho шоссе (на плаву) — 70 (10) км/ч; запас хода по шоссе — 600 км; темп стрельбы — 300 выстрелов/мин; дальность стрельбы — 4000 м; вооружение — 100-мм пушка; боекомплект — 40 выстрелов ПТУР; боевой расчет — 10 человек (3 человека — экипаж, 7 человек — десант)

Рис. 9. Самоходная гаубица «Акация»: калибр — 152 мм; боевая масса — 27,5 т; масса снаряда осколочно-фугасного (кумулятивного) — 43,56 (27,4) кг; начальная скорость снаряда — 655 м/с; бронепробиваемость кумулятивного снаряда — 250 мм; максимальная дальность стрельбы — 17400 м; скорострельность — 4 выстрела/мин; боекомплект — 46 выстрелов; мощность двигателя — 520 л. е.; скорость по шоссе — 60 км/ч; запас хода — 500 км; расчет (экипаж) — 6 (4) человек

Рис. 10. Миномет 2Б14-1 «Поднос»: калибр — 82 мм; дальность стрельбы — 4270 м; темп стрельбы — 24 выстрелов/мин; расчет — 4 человека; масса — 39 кг; боекомплект — 120 выстрелов

Рис. 11. Реактивная система залпового огня «Смерч»: калибр — 300 мм; количество направляющих — 12; масса снаряда — 800 кг; дальность стрельбы — 20-70 км; площадь поражения одним залпом — 67.2 га; время полного залпа — 40 с; запас хода — 900 км; расчет — 4 человека

Рис. 12. Транспортный боевой вертолет Ми-8: длина — 18,22 м; высота — 5.65 м; диаметр главного винта — 21,29 м; максимальная взлетная масса — 12200 кг; крейсерская скорость — 225 км/ч; дальность действия — 465 км; потолок — 4500 м; экипаж — 2-3 человека; полезная нагрузка — 4000 кг в кабине или 3000 кг на подвеске; вооружение — 7,62-мм или 12,7-мм пулемет; боевая нагрузка — 1000 кг (ПУ, бомбы или ПТУР)

Инженерные войска

специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий соединений и частей родов войск. И. в. имеются в вооружённых силах большинства государств и состоят из частей и подразделений различного назначения: инженерно-сапёрных (сапёрных), инженерно-дорожных, понтонно-мостовых, переправочно-десантных (амфибийных), инженерно-мостостроительных (мостовых), инженерно-позиционных, добывания воды (полевого водоснабжения), инженерно-строительных и др. специальностей. И. в. оснащены разнообразной инженерной техникой для отрывки траншей и окопов (укрытий), строительства (восстановления) дорог и мостов, заготовки леса и конструкций; имеют переправочные, маскировочные, электротехнические, грузоподъёмные средства, а также средства разведки, добычи и очистки воды, минирования, разминирования и др. По организационной принадлежности подразделения и части И. в. входят в состав соединений и частей родов войск и видов вооружённых сил.

В бою и операции И. в. применяются для выполнения сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки личного состава, применения различной инженерной техники и инженерных боеприпасов. В наступлении они устраивают проходы в заграждениях и переходы через препятствия, разграждают и прокладывают пути для движения войск, оборудуют и содержат переправы через водные преграды, разрушают оборонительные сооружения, уничтожают боевую технику и живую силу противника; в обороне устраивают минно-взрывные и др. заграждения, возводят сложные фортификационные сооружения, осуществляют механизированную отрывку траншей, ходов сообщения, окопов и укрытий. Кроме того, И. в. ведут инженерную разведку противника и местности, оборудуют районы расположения войск, пунктов управления, выполняют наиболее важные работы по маскировке, осуществляют добычу и очистку (обеззараживание) воды. В армиях некоторых стран на И. в. возлагается оборудование аэродромов, прокладывание и содержание полевых трубопроводов, содержание внутренних водных путей, оборудование и содержание пунктов манёвренного базирования сил флота, а также выполнение топографических, картографических и геодезических работ и снабжение войск топографическими картами.

Ещё в древности войска выполняли различные военно-инженерные задачи для обеспечения боевых действий войск. До появления И. в. возведение укреплений, подготовка путей, устройство переправ, создание заграждений и др. работы производились самими войсками, иногда с помощью временно созданных отрядов мастеровых. Появление И. в. относится к 17 в. (во Франции), их первым организатором был известный французский инженер С. Вобан ; в Австрии, Германии и России И. в. были созданы в начале 18 в. Временем создания И. в. в России считается февраль 1712, когда Петром I были утверждены штаты минёрной роты (с 1702) и команды понтонёров (с 1704), а также создан «полк военных инженеров». Значительное развитие И. в. русской армии получили во время Семилетней войны 1756-63, которая потребовала инженерной подготовки осады мощных крепостей (Кольберг и др.), переправы войск через Неман и Вислу и др. В 1802 было создано инженерное ведомство. В начале 19 в. И. в. состояли из инженерного и понтонного полков (по 6-10 рот). В 1816 введена батальонная организация И. в. из расчёта 1 инженерный или 1 сапёрный батальон на каждый корпус. Во 2-й половине 19 в. батальоны И. в. были объединены в бригады. В 1870 в России стали формироваться первые военно-походные телеграфные парки (впоследствии роты), в 1876 - ж.-д. батальоны, в 1877 морские минные роты. В 1878 вводятся полевые инженерные парки. Перед 1-й мировой войной 1914-18 И. в. русской армии имели 39 сапёрных, 9 понтонных батальонов, 25 парков, 38 авиационных отрядов, 7 воздухоплавательных и 7 искровых рот, а также несколько запасных частей. И. в. других армий в то время включали: германская армия - 19 инженерных батальонов, 1 ж.-д. полк и 1 ж.-д. роту; австрийская армия - 5 инженерных полков: 2 инженерных и 1 пионерный (в составе по 5 батальонов), 1 ж.-д. и 1 телеграфный. В начале 20 в. из И. в. русской и др. армий постепенно выделились части связи, ж.-д. войска, авиация, автомобильные и бронетанковые, прожекторные, химические войска. В 19 в. И. в. наиболее крупных армий составляли около 2% их общего состава, в ходе 1-й мировой войны численность И. в. возросла до 7%, а к концу 1917 в английской, французской и русской армиях они составляли около 12%. Возрастание численности И. в. обусловливалось увеличением размаха операций и расширением масштабов инженерного обеспечения боевых действий войск, а также появлением новых задач по инженерной подготовке театров военных действий и всей территории страны в интересах ведения войны.

Советские И. в. создавались вместе с организацией Красной Армии. По штату 1918 в дивизиях предусматривалось иметь инженерный батальон (1263 чел.), в стрелковых бригадах - сапёрную роту (361 чел.), в стрелковых полках - сапёрную команду (60 чел.). В 1919 были сформированы специальные инженерные части (понтонные и электротехнические батальоны, отдельные маскировочные роты). В ходе Гражданской войны за проявленный героизм более 100 воинов инженерных частей были награждены орденами Красного Знамени. Руководство И. в. осуществляли инспектор инженеров при Полевом штабе Республики (с 1918 до конца 1921 - А. П. Шошин), начальники инженеров фронтов, армий и дивизионные инженеры. Командные кадры готовились в Военно-инженерной академии (возобновила занятия в 1918) в 3 школах и на 8 военно-инженерных курсах. В 1921 численность И. в. составляла 2,7% состава Красной Армии, руководство ими было возложено на главное военно-инженерное управление (создано в июне 1918, но до 1921 ведало только инженерным снабжением Красной Армии), должность инспектора инженеров упразднена. В результате военной реформы 1924-25 И. в. перешли на новые штаты, по которым корпуса имели сапёрные батальоны (2 сапёрные роты и инженерный парк), дивизии - отдельную сапёрную роту и инженерный парк, стрелковые полки - инженерный маскировочный взвод. В 1929 штатные инженерные части и подразделения имелись во всех родах войск, И. в. постепенно стали оснащаться новой инженерной техникой.

Большой опыт советские И. в. получили в ходе советско-финляндской войны 1939-40 при прорыве сильно укрепленной оборонительной полосы «линии Маннергейма» (см. «Маннергейма линия ») и выполнении задач по инженерному обеспечению наступательных операций Красной Армии.

К 1941 И. в. состояли из войсковых, армейских и окружных частей и подразделений, кроме того, имелись 2 батальона и 1 рота И. в. РВГК. В начале 1941 окружные и армейские инженерные части были переформированы в инженерные и понтонные полки. В начале Великой Отечественной войны 1941-45 (октябрь 1941) для проведения работ по инженерному оборудованию оборонительных рубежей началось формирование сапёрных армий (к январю 1942 их было 10). В феврале 1942 5 сапёрных армий были расформированы, остальные подчинены фронтам, а позже также упразднены. С 1942 основной формой организации И. в. РВГК стали инженерные бригады (штурмовые, инженерно-сапёрные, понтонно-мостовые и др.), которые в 1944 были введены в состав фронтов и армий. В ноябре 1941 были созданы штаб инженерных войск Красной Армии, штабы инженерных войск во фронтах и армиях и учреждена должность начальника И. в. Красной Армии, которую занимали: с ноября 1941 - генерал-майор инженерных войск Л. З. Котляр, с апреля 1942 - генерал-майор инженерных войск М. П. Воробьев. В войсках были учреждены должности заместителя командующего фронтом (армией) - начальник инженерных войск фронта (армии). В ходе Великой Отечественной войны И. в. строили укрепления, создавали заграждения, минировали местность, в наступательных операциях обеспечивали проведение маневра войск, вели инженерную разведку, проделывали проходы в минных полях врага, обеспечивали преодоление его инженерных заграждений, форсирование водных преград, участвовали в штурме укреплений, городов, закрепляли захваченную территорию, участвовали в проведении контратак и контрударов. За большие заслуги в Великой Отечественной войне свыше 600 чел. удостоены звания Героя Советского Союза, 266 чел. награждены орденами Славы 3-х степеней. Многие части и соединения И. в. получили звание гвардейских. Начальниками И. в. в послевоенный период были: до 1952 - маршал инженерных войск М. П. Воробьев, с мая 1952 - генерал-полковник (с 1961 маршал инженерных войск) А. И. Прошляков; с февраля 1965 - генерал-лейтенант инженерных войск (с 1966 генерал-полковник) В. К. Харченко.

В послевоенный период И. в. получили дальнейшее развитие, появились новые средства для проделывания проходов в заграждениях противника, высокопроизводительные дорожные и землеройные машины, быстровозводимые сборно-разборные фортификационные сооружения, современные понтонные парки и самоходные переправочно-десантные средства, высокоэффективные средства заграждений и специальные машины для установки мин в ходе боевых действий. Большую работу И. в. проделали по очистке территории страны от взрывоопасных предметов: выявили и уничтожили более 58 млн. мин и свыше 122 млн. авиационных бомб и артиллерийских снарядов. За мужество и отвагу, проявленные при выполнении этих работ, более 8 тыс. воинов И. в. награждены орденами и медалями Советского Союза.

Лит.: Александров Е. В., Краткий исторический очерк развития инженерных войск русской армии, М., 1939; Военно-инженерное искусство и инженерные войска русской армии, Сб. ст., М., 1958; Инженерные войска в боях за Советскую Родину, М., 1970.

Г. Ф. Самойлович.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Инженерные войска" в других словарях:

    Инженерные войска в РФ - Инженерные войска специальные войска, предназначенные для выполнения задач инженерного обеспечения боевых действий, требующих специальной подготовки личного состава и использования средств инженерного вооружения, а также для нанесения потерь… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий войск. Появились во Франции в 17 в., в России в нач. 18 в. В современных армиях состоят из инженерно саперных (саперных), инженерно дорожных, понтонно мостовых,… … Большой Энциклопедический словарь

    Специальные войска, предназначенные для выполнения наиболее сложных задач инженерного обеспечения, требующих специальной подготовки и использования средств инженерного вооружения, а также для применения инженерных мин. Имеются в армиях… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    Инженерные войска - ИНЖЕНÉРНЫЕ ВОЙСКÁ. К нач. 1941 состояли из войсковых, армейских и окружных частей и подразделений. Имевшиеся в армиях и ВО инж. батальоны к весне 1941 были преобразованы в 18 инж. и 16 понтонных полков. Для выполнения огромных по объёму инж.… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    Специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий. Появились во Франции в XVII в., в России в начале XVIII в. В современных армиях состоят из инженерно сапёрных (сапёрных), инженерно дорожных, понтонно мостовых,… … Энциклопедический словарь

    Инженерные войска - специальные войска, выполняющие задачи по инженерному обеспечению боевой деятельности основных родов войск и специальные задачи заграждение и разграждение, создание оборонительных рубежей, уничтожение блокированных опорных пунктов и огневых… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Инженерные войска - ИНЖЕНЕРНЫЯ ВОЙСКА, назначаются для примѣьенія на войнѣ всѣхъ соврем. в. техн. средствъ въ качествѣ непосредств. исполнителей болѣе сложныхъ и отвѣтств. работъ или только какъ руков ли при войскахъ. По отдѣл. спец стямъ И. войска назначаются:… … Военная энциклопедия

    В России составляют: 1) 17 саперных батальонов, 1 саперный полубатальон (Туркестанский) и 3 саперные роты (Восточно Сибирская, Западно Сибирская и Закаспийская); 8 понтонных батальонов; 6 железнодорожных батальонов; 17 военно телеграфных парков и … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Инженерные войска - специальные войска, предназначенные для инженерного обеспечения боевых действий. И. в. современных армий состоят из соединений, частей н подразделений различного назначения: инженерно сапёрных (сапёрных), штурмовых, заграждений и разграждений,… … Словарь военных терминов

Инженерные войска

Что это такое?

Часть 1

Все хорошо знают такие рода войск как пехота (мотострелки), танковые войска, артиллерия, авиация, разведка. Все хорошо знают что они делают на поле боя, для чего предназначены. Не вызывает затруднений вопрос о предназначении войск связи, легко догадаться чем занимаются химические войска, железнодорожные войска.

Среди всего этого многообразия как-то совсем затерялся такой род войск, как инженерные войска. Если военные (я имею в виду тех, кто служит в боевых частях) еще более или менее знакомы с задачами инженерных войск, то люди гражданские на вопрос - Что такое инженерные войска? - часто недоуменно пожимают плечами. В лучшем случае после некоторого раздумья неуверенно скажут - саперы. Бесполезно спрашивать о роли и предназначении инженерных войск. Очень часто инженерные войска путают со строительными частями, тем более, что солдаты и офицеры доблестных строительных частей, почему то, стыдясь своей принадлежности к племени строителей, частенько носят вместо своих родных эмблем эмблемы инженерных войск.

Между тем инженерные войска весьма примечательный род войск. Прежде всего, следует знать, что инженерные войска - это войска переднего края. Они идут в бой одновременно с мотострелками и танкистами, а часто и раньше них. Не случайно в петровской Табели о рангах офицеры инженерных войск стояли на один чин выше пехоты и кавалерии.

Мало кто знает, что именно инженерные войска первыми осваивали новейшие средства ведения войны, внедряли их в арсенал армии. Из инженерных войск выделились в самостоятельные рода войск железнодорожные войска, войска связи, автомобильные войска, танковые войска (!). И уж совсем фантастикой покажется утверждение, что и авиация родилась в недрах инженерных войск. И между тем это так. Задача создания и боевого использования сначала воздухоплавательных, а затем и аэропланных отрядов была возложена именно на инженерные войска. Вплоть до конца Первой Мировой войны авиационные части оставались в ведении Главного Инженерного управления.

Как-то незамеченным в истории Великой Отечественной войны проходит тот факт, что в начале 1942 года было сформировано десять саперных армий (!). По одной саперной армии на каждый фронт. А кто вспомнит, что в 1943 году были введены звания маршалов и главных маршалов не только для авиации, танкистов, артиллерии, но и для инженерных войск?

Первым в России военным училищем по подготовке офицеров была школа Пушкарского Приказа открытая в 1701 году. Эта школа готовила офицеров артиллерии и инженерных войск. В пехоте и кавалерии первыми военно-учебными заведениями станут кадетские корпуса, которые откроются только 30 лет спустя (!).

Впрочем, справедливости ради, следует отметить, что сами инженерные войска родились, исходя из потребностей артиллерии, в недрах артиллерии и вплоть до начала 19 века являлись их составной частью.

Инженерные войска единственный род войск, для которого война не кончается никогда. Когда автор работал над этой статьей, из Калининграда пришло известие - снова обнаружен в земле склад немецких снарядов времен войны. И снова саперы Балтийского флота идут в бой с фашистской смертью. А ведь последние залпы этой войны отгремели пятьдесят пять лет назад. Да что эта война. Саперы сегодня встречаются еще с гражданской и даже с Первой Мировой войной.

Итак, что же такое инженерные войска, в чем их предназначение, какие задачи они решают?

Коротко - Инженерные войска предназначены для решения задач инженерного обеспечения боя.

Что входит в понятие "инженерное обеспечение боя"?

Боевой Устав Сухопутных Войск ВС СССР трактует это понятие так:

"Инженерное обеспечение является одним из видов боевого обеспечения. Инженерное обеспечение боевых действий войск организуется и осуществляется с целью создать войскам необходимые условия для своевременного и скрытного выдвижения, развертывания, маневра, успешного выполнения ими боевых задач, повышения защиты войск и объектов от всех видов поражения, для нанесения противнику потерь, для затруднения действий противника.

Инженерное обеспечение включает в себя:

Инженерную разведку противника, местности и объектов;

Фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления;

Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений;

Установка и содержание ядерных мин и фугасов;

Уничтожение и обезвреживание ядерных мин противника;

Проделывание и содержание проходов в заграждениях и разрушениях;

Устройство проходов через препятствия;

Разминирование местности и объектов;

Подготовка и содержание путей движения войск, подвоза и эвакуации;

Оборудование и содержание переправ при форсировании водных преград;

Инженерные мероприятия по маскировке войск и объектов;

Инженерные мероприятия по восстановлению боеспособности войск и ликвидация последствий ядерных ударов противника;

Добыча и очистка воды, оборудование пунктов водоснабжения.

Задачи инженерного обеспечения выполняются частями и подразделениями всех родов войск и специальных войск. Они самостоятельно возводят сооружения для ведения огня, наблюдения, укрытия личного состава и техники; прикрывают минно-взрывными заграждениями и маскируют свои позиции и районы расположения; прокладывают и обозначают пути движения; преодолевают заграждения и препятствия; форсируют водные преграды.

Инженерные войска выполняют наиболее сложные задачи инженерного обеспечения, требующие специальной подготовки личного состава, применения инженерной техники и специфических инженерных боеприпасов. Кроме того, они наносят поражение технике и личному составу противника минно-взрывными и ядерно-минными средствами".

Эта выдержка из Боевого Устава дает возможность понять, что инженерные войска отнюдь не имеют никакого отношения к "стройбатам", к строительству.

Рассмотрим несколько подробнее задачи инженерных войск.

Инженерная разведка противника и местности.

Общеизвестно выражение "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги". Это не общий афоризм, а печальное напоминание многим полководцам времен прошлых и настоящих. Исторический факт - одной из причин поражения Наполеона в битве при Ватерлоо явилась гибель кирасирской дивизии в овраге на пути блестящей их атаки на фланг англичан. Велингтон прикрыл оврагом фланг армии. Наполеону не был виден этот овраг, и он решил воспользоваться тем, что английский полководец "глупо" оставил открытым свой фланг для удара. На полном скаку французские кирасиры влетели в этот овраг, и большая часть их была искалечена и убита. Атака была сорвана.

Можно приводить сотни примеров, когда пренебрежение инженерной разведкой срывало самые прекрасные замыслы полководцев, превращало наступающие войска в мишень для противника.

Инженерная разведка местности проводится различными способами и методами (изучение местности по карте, аэроснимкам, военно-географическим описаниям; наблюдение, инженерно-разведывательные дозоры и т.п.).

Результатом инженерной разведки местности является ответ на вопрос о проходимости местности для личного состава и техники, о возможности маскировки личного состава и техники (как своих, так и чужих). Для этого надо получить сведения о рельефе местности (например, крутизна холмов); наличии и пропускной способности дорог; о возможности движения вне дорог (не заболочена ли местность, глубок ли снег, есть ли овраги); о наличии водных преград (реки, ручьи, озера, зоны затопления); о густоте лесов и их пожарной опасности.

В общем, местность, на которой предстоят боевые действия, следует тщательно изучить и понять - как она может повлиять на решение боевых задач. Без этого любые самые хитрые боевые планы окажутся просто прожектами и войска окажутся разбитыми.

Естественно, что противник тоже изучает местность и старается затруднить действия наших войск. Для этого противник проводит ряд мероприятий для ухудшения возможностей движения наших войск. Он разрушает или готовит к разрушению дороги, мосты, плотины, устраивает лесные завалы, отрывает противотанковые рвы, устраивает баррикады, устанавливает минные поля, сооружает ДОТы, ДЗОТы, бронеколпаки, отрывает траншеи. Инженерная разведка обязана обнаружить эти мероприятия противника, спрогнозировать действия противника.

Способы ведения инженерной разведки зависят от того вида боя или маневра, который предстоит провести (наступление, оборона, отход, марш). Для ведения инженерной разведки в частях и подразделениях могут организовываться инженерные наблюдательные посты (ИНП), инженерные разведывательные дозоры (ИРД), посты фотографирования (ПФ), инженерные разведывательные группы (ИРГ), группы глубинной разведки (ГГР), вертолетные дозоры (ВД), посты радиолокационного наблюдения (ПРН).

Обычно эти посты и группы создают инженерные подразделения мотострелковой (танковой) дивизии, корпуса, армии, фронта. В мотострелковых (танковых) полках, батальонах задачи инженерной разведки обычно возлагаются на обычные разведпосты и группы. Для этого в состав постов и групп включаются солдаты или сержанты инженерно-саперной роты полка.

Невозможно описать в краткой статье всю сложность и многообразие задач инженерной разведки, сложность их решения. Очень простенький (детский) пример - на пути наступления нашего танкового полка лежит ровное зеленое поле. Командира полка интересует - пройдут ли там танки. Инженерная разведка обязана дать точный и однозначный ответ - да или нет. Ведь под зеленым ковром травы могут таиться противотанковые мины или непроходимое болото. Что произойдет, если разведка ошибется, предугадать несложно. А вот как разведать, если это поле под прицелом многочисленных снайперов и пулеметчиков врага, минометным и артиллерийским огнем? Саперы проявляют изобретательность, рискуют своими жизнями, несут потери и, наконец, дают точный ответ. Саперы же под огнем противника проделывают проходы среди вражеских мин, настилают гать через болото. Полк добивается успеха. Вся слава танкистам. Ведь они выиграли бой. А что же саперы? Про них снова забыли, хотя своим успехом полк в значительной мере обязан им. Впрочем, и неуспех тоже можно списать на саперов.

Фортификационное оборудование позиций, рубежей, районов, пунктов управления.

Фортификационное оборудование является одним из важнейших элементов инженерного обеспечения боя. Сюда входят отрывка окопов для стрелков, боевой техники, оборудование укрытий для техники, укрытий для личного состава, ходов сообщения (траншей), оборудование наблюдательных и командно-наблюдательных пунктов.

Значительную часть работ по фортификационному оборудованию выполняет личный состав мотострелковых (танковых) подразделений, подразделений других войск. Роль даже простейших фортсооружений в достижении победы в бою очень велика. Достаточно сказать, что потери от огня противника укрытой пехоты по сравнению с неукрытой в 4-6 раз ниже, а от ядерного оружия в 10-15 раз.

Работы по фортоборудованию начинаются сразу после занятия подразделением данного района и организации системы огня. Они продолжаются все время, пока подразделение занимает этот район. Эти работы очень трудоемки и занимают много времени. Достаточно сказать, что даже отрывка окопа автоматчика для стрельбы лежа занимает от 25 до 40 минут. Для отрывки окопа для танка требуется переместить до 28 куб.м. земли. Если учесть, что танковый экипаж состоит из трех человек, то каждый из танкистов должен переместить 9 куб.м. грунта. Один человек за час, работая в среднем грунте, может переместить до 1 кубометра. Значит, на отрывку окопа для танка вручную потребуется от 10 до 30 часов. Но это того стоит. Танк в окопе успешно расправляется с тремя- четырьмя наступающими танками противника.

В ряде случаев (поспешное занятие обороны, близость подходящего противника и т.п.) времени для этого не имеется. Для сокращения времени фортоборудования позиций привлекаются инженерные войска. Так, инженерно-саперная рота танкового полка для этих целей располагает девятью БТУ (бульдозерное оборудование, навешиваемое на танк), т.е. по одному БТУ на танковую роту. Это оборудование позволяет отрыть один танковый окоп за 30 минут (плюс еще 5 человеко-часов работы лопатами). Кроме того, в инженерно-саперной роте для отрывки траншей, котлованов под блиндажи, убежища, укрытия для техники имеется машина ПЗМ (полковая землеройная машина). Она отрывает траншею со скоростью до 300 метров за час, при отрывке котлованов ее производительность 150 куб.м. в час (для сравнения - экскаватор только 40). Возможности инженерно-саперного батальона дивизии намного выше. Кроме того, фронт обычно располагает одним-тремя специализированными батальонами фортоборудования. Там в частности имеются машины типа БТМ, которые отрывают траншею со скоростью до 900 метров в час; МДК, которые окоп для танка отрывают за 8-10 минут.

Следует дать некоторые пояснения по военно-инженерной терминологии. Дело в том, что очень во многих публикациях, фильмах широко распространены ошибочные названия.

То, что все называют "саперной лопаткой" правильно называется "малая пехотная лопата", сокращенно МПЛ. Саперной лопатой называют большую, нормального размера лопату.

Окопом называется открытое земляное сооружение для ведения огня. Окоп бывает для стрелка, пулемета, гранатомета, миномета, орудия, танка, боевой машины пехоты (БМП), бронетранспортера(БТР), зенитной установки и т.п. Словом для всего, что может стрелять. Очень часто окоп для танка ошибочно называют капониром. Это совершенно неправильно. Это слово пришло в литературу из времен фортов и крепостей. Капонир - это бетонированное или кирпичное сооружение, примыкающее к крепостной стене и предназначенное для ведения огня вдоль стен крепости для уничтожения прорвавшихся непосредственно к стенам солдат противника. Если капонир позволяет вести огонь не в две стороны, а в одну, то он называется полукапонир.

Для не стреляющей техники (автомобили, машины связи, полевые кухни, санитарный транспорт и т.п.), личного состава сооружаются укрытия. Их отличие от окопов в том, что из них невозможно вести огонь. В ряде случаев и для стреляющей техники могут отрываться укрытия. Так, укрытие для танка отличается от окопа для танка только своей глубиной (танк скрывается в укрытии полностью на всю свою высоту).

Для укрытия личного состава также сооружаются различные укрытия. Но, если все укрытия для техники так и именуются "укрытие", то для личного состава их названия различаются.

Щель используется для укрытия мотострелкового отделения (и для других мелких подразделений). Внешне она похожа на короткий отрезок траншеи. Щель может быть открытой и перекрытой (накрыта сверху тонкими бревнами (накатником) и присыпана слоем земли в 30-60см). Щель должна вмещать не менее 1/3 личного состава отделения.

Блиндаж представляет собой полностью заглубленное, засыпанное землей сооружение из бревен, щитов, или элементов волнистого железа. Блиндаж накрывается сверху одним или несколькими рядами накатника и засыпается слоем земли не менее 1м.20см. Внутри оборудуются нары для отдыха личного состава, устанавливается обогревательная печь, может быть проведено электричество. Очень часто блиндаж ошибочно называют землянкой. Это в корне неверно. Землянки, в отличие от блиндажей, являются поверхностным сооружением, устраиваются в тыловых районах; они не предназначены для укрытия личного состава от огня противника. Землянки предназначаются для длительного проживания личного состава и представляют собой нечто вроде больших шалашей из бревен, покрытых толстым слоем дерна. Землянки могут иметь емкость до 100 и даже 200 человек, в то время как блиндаж вмещает до 13 человек. По нормам оборудуется один блиндаж на взвод и должен вмещать 1/3 численности взвода. Блиндаж не предназначен для ведения огня. Сооружения похожие на блиндаж, но оборудованные одной или несколькими амбразурами называются ДЗОТ (дерево-земляная огневая точка) или ДЗОС (дерево-земляное огневое сооружение). Такое же сооружение, но из бетона называется ДОТ (долговременная огневая точка) или ДОС (долговременное огневое сооружение).

Убежище похоже на блиндаж, но больше по размеру, опускается в землю глубже, чем блиндаж, имеет более толстый защитный слой земли и полностью герметизировано. Т.е. внутрь убежища не могут проникнуть отравляющие вещества, зажигательные средства. Убежище оборудуется фильтро-вентилляционной установкой; в убежище можно находиться в отравленной зоне, зоне радиоактивного заражения, не надевая противогазов. Убежище оборудуется одно на роту и должно вмещать не менее 1/3 личного состава роты.

Инженерные войска для обеспечения возможности быстрого устройства укрытий для личного состава располагают не только землеройной техникой, но и готовыми наборами элементов блиндажей и убежищ, а также лесопильными и лесообрабатывающими инструментами для работы на переднем крае или вблизи него. Также они располагают средствами и возможностями для устройства этих укрытий и окопов непосредственно под огнем противника. Например, окопный заряд (ОЗ) позволяет в помощью направленного взрыва за 2-3 минуты отрыть взрывным способом окоп для стрелка для стрельбы стоя (глубиной 1м.10см.).

Кроме окопов и укрытий в районе обороны мотострелков и танкистов, артиллерии сооружается большое количество других сооружений. Это, прежде всего наблюдательные и командно-наблюдательные пункты, которые отличаются от укрытий и окопов незначительно (так укрытый наблюдательный пункт представляет собой блиндаж с установленным внутри перископом; открытый КНП командира полка - это участок траншеи с ячейками для офицеров штаба, несколькими укрытиями для радиостанций, одним убежищем).

Ходы сообщений - это траншеи, соединяющие между собой окопы подразделений или траншеи, ведущие в тыл (для выноса раненых, доставки боеприпасов, пищи, пополнения). Также в районе обороны сооружаются укрытия для раненых, для медицинских пунктов, средств связи, пунктов водоснабжения, полевых складов, пунктов питания и т.п.

Устройство и содержание инженерных заграждений, и производство разрушений. Установка и содержание ядерных мин и фугасов.

Устройство и содержание инженерных заграждений является одной из основных задач инженерных войск. С этой частью боевой деятельности инженерных войск все в некоторой степени знакомы. Прежде всего, это установка минных полей. Минные поля играют очень существенную роль в прикрытии позиций войск от атак противника. Многолетний опыт ведения войн показывает, что минная опасность может очень значительно влиять на действия противника. Мины не столь много наносят реального вреда противнику, сколько влияют на психику личного состава. Опыт показывает, что достаточно подрыва на минах двух-трех танков, чтобы полностью сорвать атаку танковой роты. Опыт войны в Афганистане свидетельствует о том, что было достаточно подрыва на мине одной машины на дороге для того, чтобы скорость движения колонны наших войск снизилась до 1-2 километров в час. Тогда скорость движения определялась способностью саперов проверять дорогу на наличие мин. В боевых уставах ряда стран существует термин "минная война". Массовое применение мин способно едва ли не полностью парализовать любую боевую деятельность войск противника на той или иной территории.

В настоящее время минная опасность усиливается тем, что развитие техники и электроники позволяет создавать едва ли не разумные мины. Это реальность, что мина не реагирует на солдата своей армии, мирного жителя, но моментально срабатывает при приближении солдата противника и взрывается в самый выгодный момент. Кроме того, на сегодняшний день нет ни единого достаточно надежного способа обнаружения мин, и даже при обнаружении мины нет способов их надежного обезвреживания. Мины могут иметь датчики распознающие - цель это или минный трал, могут распознавать значимость цели, могут иметь прибор кратности (пропустить определенное количество целей и под следующей взорваться). Мины могут по радиосигналу переводиться в боевое или безопасное положение, или самоликвидироваться. Для установки минных полей или отдельных мин совсем не обязательно присутствие сапера на месте установки. Мины можно ставить дистанционно (забрасывать даже не территорию противника с помощью артиллерии или авиации). Минами можно в очень короткие сроки прикрыть очень большие участки фронта. Если в начале шестидесятых годов саперная рота за ночь могла установить один километр минного поля, то сейчас за час до 10-15 километров.

В недавнем прошлом саперам для установки мин перед своим передним краем приходилось по ночам выползать на нейтральную полосу и под обстрелом противника устанавливать мины. Сейчас частично можно этого избежать за счет систем дистанционного минирования. Однако эти системы устанавливают мины на грунт, что позволяет противнику часто обнаруживать и уничтожать мины.

Минные поля необходимо не только устанавливать, но и содержать. В содержание минного поля входит контроль за его состоянием, установка новых мин взамен взорвавшихся, защита поля от его разминирования противником, ограждение поля знаками с тем, чтобы на минах не подорвались свои машины или личный состав, своевременное снятие этих знаков, перевод минного поля в боевое или безопасное состояние (если данное минное поле установлено как управляемое), открытие и закрытие проходов в минном поле, пропуск своих войск через проходы.

Некоторые минные поля мотострелки или танкисты могут устанавливать сами, но этот вид боевых действий слишком специфичен, требует особых знаний и поэтому минными полями, как правило, занимаются только инженерные войска. Для выполнения этой задачи инженерно-саперная рота мотострелкового (танкового полка) имеет саперный взвод, на вооружении которого имеется три прицепных минных заградителя (ПМЗ) и три автомобиля Урал или КАМАЗ. Взвод в состоянии за 15-20 минут установить противотанковое минное поле длиной в один километр. На вооружении инженерных войск имеются мины противотанковые, противопехотные, объектные (для минирования зданий и других сооружений), автомобильные (для минирования автодорог), железнодорожные, противодесантные (для минирования водных преград), противосамолетные (минирование взлетных полос аэродромов), мины-ловушки, мины-сюрпризы.

Особым видом инженерных мин являются ядерные фугасы. На вооружении инженерных войск имеются носимые ядерные фугасы весом около 60кг. и мощностью от 500т. до 2 тыс.т. тротилового эквивалента. С помощью ядерных фугасов решаются уже не тактические, а крупные оперативно-стратегические задачи. С их помощью создаются сплошные полосы ядерно-минных заграждений, уничтожаются очень крупные мосты, плотины, гидроузлы, железнодорожные узлы.

Однако минами не ограничивается боевое применение инженерных войск. Инженерные войска сооружают и невзрывные заграждения (колючая или режущая проволока, противотанковые рвы, эскарпы и контрэскарпы, баррикады, завалы на дорогах, районы заболачивания и затопления), производят различные разрушения для затруднения продвижения противника (разрушение дорог, мостов, завалы на дорогах); разрушают инфраструктуру (уничтожение зданий, железнодорожных и автодорожных сооружений, систем водоснабжения, газоснабжения, электроснабжения, емкости с горючим, нефтепромыслы). Для выполнения этих задач инженерные войска располагают различными взрывчатыми веществами, специальными инженерными боеприпасами (заряды различной мощности и способов приведения в действие).

Задачи разрушений и минирования инженерные войска решают не только на своей территории при подготовке местности к обороне, но и на территории противника с целью затруднить противнику боевые действия, нанести ему потери, затруднить или сделать невозможным его маневр (отход, переброска частей на угрожаемые участки, подвоз боеприпасов, подход резервов).

Очень часто основной задачей подразделений и частей воздушно-десантных войск или подразделений спецназа является именно создание условий для успешного выполнения инженерными войсками задач причинения противнику вреда. Например, спецназ захватывает и удерживает несколько часов важный мост для того, чтобы саперы могли взорвать его. Кстати, чтобы взорвать двухпролетный железнодорожный мост требуется работа саперного взвода в течение 8-10 часов и 500-700 кг. взрывчатки. Маленькой мины в дамской сумочке явно недостаточно, как это любят показывать в фильмах.

Попутно хочу пояснить, что "пластиковая взрывчатка", "пластичная взрывчатка", "пластиковая мина", "пластик" совсем не то, что рассказывают досужие журналисты. Они наделяют эту взрывчатку прямо какими-то невероятными свойствами и качествами. Правильно она называется "пластичное взрывчатое вещество". Сокращенно саперы ее именуют "пластит". Что у нас, что у нашего противника отличие пластита от обычной взрывчатки состоит лишь в удобстве применения. Собственно, пластит это обычный гексоген, смешанный с пластичными веществами (воск, парафин, каучук и т.п.). Благодаря пластификаторам взрывчатка приобретает консистенцию пластилина или зубной пасты. Из нее очень легко и удобно делать заряды любого размера, массы, формы; легко наполнить взрывчаткой любую емкость (банку, бутылку, бидон, канистру и т.п.), пространство (замочная скважина, щель и т.п.). Во всем остальном это взрывчатка нормальной мощности (как у тротила). Выпускается она под маркировкой "Пластит-4", "ПВВ", "С-3", "С-4", "С-5" и другими.

Хочу предупредить, что изготовление взрывчатки в домашних условиях чревато гибелью самих "пиротехников", т.к. изготовление ВВ требует специальных технологий, знаний, оборудования, особого соблюдения мер безопасности. Как правило, домашняя взрывчатка ненадежна в применении, опасна в обращении, обещает массу неприятностей от правоохранительных органов. Любителям взрывать советую поступить в саперы. Там вы досыта навзрываетесь. Навзрываетесь до тошноты. И стране польза и вам удовольствие.

jardam1.ru - Государство и человек