Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными. Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными Что будем делать с полученным материалом

Мир синтаксиса неисчерпаем: как в лексике, в нем есть синонимы, только это синтаксические синонимы. Как и в морфологии, в нем необходимо знать части речи, чтобы определить слово, к которому прикрепляется придаточное. На уроке вы отработаете навык нахождения придаточного присоединительного. Научитесь находить синтаксические синонимы к нему. Рассмотрите, чем отличается придаточное присоединительное от других придаточных с похожими союзами и союзными словами; узнаете о переходе некоторых придаточных присоединительных в устойчивые словосочетания

Придаточные присоединительные - это предложения, которые содержат попутное, добавочное сообщение.

Они прикрепляются к главному при помощи союзных слов что, почему, отчего, зачем, вследствие чего и др., относятся ко всему главному. К ним нельзя задать вопрос, но можно подобрать синонимичные сложносочиненные предложения:

что должно было поднять настроение маме . - СПП с придаточным присоединительным. - Дети старательно убирали игрушки, и это должно было поднять настроение маме. - Сложносочиненное предложение.

Придаточные присоединительные, как правило, стоят после главного (иногда в середине главного).Некоторые присоединительные придаточные превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю.

Список литератур ы

  1. Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. - М.: Просвещение, 2011.
  2. Русский язык. 9 кл.: учеб.для общеобразовательных учреждений / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: «Дрофа», 2011.

Домашнее задание

  1. Можно ли задать вопрос к придаточному присоединительному?
  2. Как придаточные присоединительные присоединяются к главному?
  3. Каково место придаточного присоединительного по отношению к главному?
  4. Какую информацию вносит придаточное присоединительное в предложение?

Упражнение 1. Найдите СПП с придаточным присоединительным, замените его ССП.

1. Надо было ехать в гости, чего Лене совсем не хотелось. 2. Он говорил о том, что волновало его. 3.Дети старательно убирали в комнате, что должно было поднять настроение маме. 4. Ребята пошли в лес, где всегда было много грибов. 3.Ребята пошли в лес, где и заночевали. 5. События, которые последовали далее, были вполне ожидаемы.4. Поезд, что и следовало ожидать, задерживался.

Упражнение 2. Выделите грамматические основы, расставьте знаки препинания, подчеркните союзные слова как члены предложения.

1. Обе девицы надели желтые и красные башмаки что бывало у них только в торжественные случаи. (А. Пушкин.) 2. Он вежливо поклонился Чичикову на что последний ответил тем же. (Н. Гоголь.) 3. Мы усердно готовились к экзаменам вследствие чего получили высокие баллы. 4. Вы успешно справились с контрольной с чем вас и поздравляю. 5. Он много читал отчего и поражал всех глубокими знаниями. 6. На экскурсии мы увидели и узнали много нового и интересного зачем и поехали на нее.

Упражнение 3. Найдите СПП с придаточными присоединительными, объясните правописание омонимичных частей речи.

1. В следствии по делу Петрова обнаружен недостаток фактов. 2. Вследствие плохой погоды мы не пошли гулять. 3. Был сильный мороз, вследствие чего в школе отменили занятия. 4. Отчего так плачет Варя? 5. От чего мы должны отказаться, чтобы найти верный путь решения проблемы? 6. Мы отказались от долгих прогулок, отчего появилось время для дополнительных занятий. 7. Зачем от мирных нег и дружбы простодушной вступил он в этот свет завистливый и душный... (М. Лермонтов.) 8. Человек должен творить добро, зачем и приходит в этот мир. 9. Бабушка забыла, за чем она пошла в комнату.

Эго особый вид сложноподчиненных предложений, которые не относятся ни к нерасчлененным, ни к расчлененным. С одной стороны, они имеют признак расчлененности - придаточная часть относится ко всей главной части, поясняет весь ее состав, с другой - имеют союзное средство, не характерное для расчлененной структуры.

Придаточные присоединительные связаны с главной частью посредством союзного слова что в различных формах. Содержание придаточной части оформляется как добавочное, как замечание по поводу сказанного в главной части. Союзное слово не только является скрепой, но и имеет указательное значение, близкое к "это"; в нем фокусируется семантика главной части: Иногда подымался холодный порывистый ветер , что было хуже (С.-Ц.) - ср.: а это было хуже. Формы союзного слова - надежные, предложно-падежные (в чём , с чего , вопреки чему , из-за чего , вследствие чего и др.), а также производные (отчего , почему) - выражают различные отношения придаточной части с главной частью (субъектные, объектные, уступительные, причинно-следственные и др.): Росси имел право говорить просто и умел делать это - что так редко у актёров (Ст.); Гусь взял в клюв другую верёвочку и потянул, , отчего тотчас же раздался оглушительный выстрел (Ч.); Эта гостиница называлась "Суша и море", о чём возвещала деревянная вывеска (Грин).

Для придаточных присоединительных характерно расположение только после главной части сложноподчиненного предложения, что вытекает из характера самих присоединительных отношений [ср. предложения с сочинительными союзами: Приходилось набирать рабочих со стороны , а это для Гарусова было нож острый (М.-С.)].

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными

Строго говоря, термином "сложноподчиненное предложение" следует обозначать только двухкомпонентное сложное предложение, т.е. состоящее из главной части и придаточной. Это элементарное сложноподчиненное предложение: подчинительная связь реализуется один раз, используется одно союзное средство - союз или союзное слово.

Термин "сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными" обозначает особый вид сложного предложения - усложненного, в котором подчинительная связь реализуется более одного раза. Например: Но барыни , нам не внимая, садились на извозчиков и уезжали , - из чего вы видите , что нам с Яшкой совсем не везло (М. Г.) - здесь реализованы расчлененная и нерасчлененная структуры, использованы разные союзные средства - союзное слово что (из чего) и союз что ; Самгин чувствовал, что это на него упала мягкая тяжесть , приплюснув к земле так , что подогнулись колени (М. Г.) - дважды реализована нерасчлененная подчинительная структура (изъяснительная и местоимённо-союзная), дважды - в разных значениях - употреблен союз что.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными включают конструкцию элементарного сложноподчиненного предложения, форма которого в них повторяется многократно. Каждая придаточная поясняет ту или иную предикативную часть, связывается с ней посредством союза, союзного слова или других средств. При этом понятие главной части становится относительным, так как одна и та же предикативная единица может быть зависимой от другой и в то же время господствующей по отношению к третьей.

В данном виде сложного предложения собственно главной (исходной), независимо й является только одна предикативная единица. Например: Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба , укропа и лозы , от которого захватывало дыхание , то тут, под соломенною крышею, отлично было бы прятаться от гостей (Ч.) - условная придаточная подчиняет себе определительную и является главной но отношению к ней, а независимая главная часть располагается в конце сложного предложения.

Разнообразие сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными создается не количеством частей, а способом их связи. Последовательное подчинение (или цепная связь) - это такая связь, когда независимой главной части подчиняется придаточная (1-я степень), а каждая последующая придаточная соединяется с предыдущей (2-я степень и т.д.): Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями , чтобы поймать ту незаметную долю секунды , когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Пауст.); Тётка [собака] закрыла глаза , чтобы поскорее уснуть , так как она знала по опыту , что чем скорее уснёшь , тем скорее наступит утро (Ч.).

При соподчинении (параллельная связь) одной главной части подчиняются все придаточные. При этом они могут быть как разнотипными, неоднородными: Пока Шамохин говорил , я заметил , что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие (Ч.), так и однородными, соединенными с главной частью подчинительной, а между собой - сочинительной связью: Казалось , настало время , когда каждая минута словно вечность и не надо ждать иной (Л. Т.); Беда стране , где раб и льстец одни приближены к престолу , а небом избранный певец молчит... (П.); Сделайте города такими , чтобы ими можно было гордиться . чтобы в них можно было работать, думать и отдыхать (Пауст.). Показателем однородности придаточных является не только сочинительная связь, но и бессоюзное перечисление; при этом подчинительный союз или союзное слово может не повторяться.

Наиболее сложной является структура сложноподчиненного предложения с несколькими придаточными при реализации сразу обоих видов связи: Я совершенно уверен , что у этого лорда есть что-то очень смешное , чего он стыдится , что тайно мучает его и отчего он так злобно пишет свои книги (М. Г.); Но не прошло и минуты , как эта радость... так же мгновенно и прогнила, будто её вовсе не было , и лицо его вновь приняло заботливое выражение (Г.).


Придаточные присоединительные содержат дополнительное сообщение, пояснение по поводу высказанного в главной части предложения. Причем в главной части предложения отсутствуют какие-либо формально-грамматические признаки, свидетельствующие о следовании за ней придаточной (за исключением интонационной незаконченности), т. е. она не нуждается в придаточной части. Зато придаточная имеет формальный показатель подчинения - союзное слово, причем значение его без главной части неопределенно. Это союзное слово как бы вмещает в себя содержание предшествующей главной части (целиком или частично). Для связи частей служат союзные слова что, где, куда, откуда, когда, как, почему, отчего, зачем, вследствие чего: Одна из главных выгод охоты, любезные мои читатели, состоит в том, что она заставляет вас беспрестанно переезжать с места на место, что для человека незанятого весьма приятно (И. Тургенев) (союзное слово что можно заменить сочетанием и это; ср.: и это для человека незанятого весьма приятно); Максим, покачивая головой, бормотал что-то и окружал себя особенно густыми клубами дыма, что было признаком усиленной работы мысли (В. Короленко); Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, утроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околотке, в чем и не прекословили ему соседи... (А. Пушкин); ...Лисий след она [волчиха] принимало за собачий и иногда даже сбивалась с дороги, чего с ней никогда не бывало в молодости (А. Чехов); Гусь взял в клюв другую веревочку и потянул ее, отчего тут же раздался оглушительный выстрел (А. Чехов); ...Правда была в том, что он в самом деле лишился чувств, как и признался потом сам (Ф. Достоевский); Ослабев от потери крови, Бенни пал на поле битвы, где и был отыскан в бесчувственном состоянии (Н. Лесков).
Собственно присоединительным союзом является слово причем: Портниха дело проиграла, причем ей не только пришлось вернуть деньги за костюмы, но еще отвалить истице тысячу франков за моральный ущерб (В. Набоков).
Некоторые присоединительные придаточные в результате частого употребления превратились в устойчивые обороты: что и следовало ожидать; что и требовалось доказать; с чем вас и поздравляю и т. п.

Еще по теме СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫМИ:

  1. 331. Краткая история вопроса о сложноподчиненном предложении
  2. 333. Грамматические средства связи частей в сложноподчиненном предложении

Уступительные придаточные предложения могут употребляться перед главным, после него и в середине его.

§ 174. Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия

Придаточные предложения, указывающие на следствие того, о чем говорится в главном предложении,называются придаточными следствия.

Придаточные следствия в силу своего значения относятся ко всему главному предложению, употребляются после него и присоединяются всегда нечленимым союзом так что: Дождь лил как из ведра, так что на крыльцо нельзя было выйти. (Акс.) А молнии в потемках казались белее и ослепительнее, так что глазам было больно. (Ч.)

§ 175. Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

Придаточные предложения, содержащие дополнительные сведения по поводу того, о чем говорится в главном предложении, называются придаточными присоединительными. Они обычно относятся ко всему главному предложению в целом (иногда к одному из однородных сказуемых, причастному или деепричастному обороту) и помещаются после него или после оборота, к которому относятся: Была морозная ночь, что нам кстати... (Чив.) Захаров стрелял и промахнулся. чему в душе я порадовался. (Арс.) И, приняв решение, отчего на сердце становится легко и беззаботно, отправляется по рыбачьему первопутку. (Нос.) Так как главное предложение является вполне законченным в смысловом и грамматическом отношении, придаточным присоединительным не соответствуют и не могут соответствовать указательные слова.

Придаточные присоединительные предложения связываются с главным предложением местоимением что в разных падежных формах, а также местоименными наречиями почему, отчего, зачем, как и др.: Нужный ему поезд отходил в семь вечера, что было совершенно невозможно. (Б. Вас.) Щека подергивалась в нервном тике, чего я раньше у него не замечала. (Чак.)

Если придаточные присоединительные помещаются перед главным предложением или в середине его, они приобретают характер вводных предложений: Одновременно со словами возникают быстро сменяющиеся картины сказки, и, что совсем чудесно, он сам участвует в ней. (Аяс.) Илья... начал забираться вверх,что не раз делал в детстве, к окнам своей комнаты на втором этаже. (Бонд.)

Сложноподчиненные предложения с придаточными следствия и присоединительными

Цели: совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки; углубить получение учащимися сведений о СПП с придаточными следствия, различать указанные виды придаточных предложений, определять средства их связи с главным; дать понятие о придаточных следствия и придаточных присоединительных; совершенствовать навыки расстановки знаков препинания в СПП.

Развивающие: Работать над соблюдением орфоэпических норм языка.

Воспитательные: Способствовать воспитанию речевой культуры учащихся;

оборудование: учебник, раздаточный материал.

тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный этап

II. Повторение. Актуализация опорных знаний

1. Начнем мы с небольшой лингвистической разминки.

Задание 1. Расставить ударение в словах: балова ть, докуме нт, задо лго, звони шь, новый катало г, краси вее, мастерски , облегчи т, усугуби ть, составить догово р, столя р, на чал смеяться, начала , парте р. (карточки)

2. Найдите словосочетания со связью «управление»: (доска)

    Доволен успехами;

б) управлять автомобилем,

г) характерные черты,

д) стена из кирпича.

3. В каких предложениях есть речевые ошибки? (доска)

    Хочется предупредить тех, кто плохо знает правила дорожного движения.

    Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.

    У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми. (обеих)

    В городе побежали ручьи по асфальтам. (слово асфальт не имеет формы мн. числа)

4. Практическая работа с языковым материалом (карточки)

- Прочитайте СПП и укажите придаточные предложения и их значения.

1) Мы спустились к реке, где купались дети. места (союзные слова: где , куда , откуда ):

2) Когда ты позвонил, я спала. временными (союзы: когда , пока , лишь , только ):

3) Если он пригласит меня в кино, я пойду. условными (союзы: если , коли (устар.):

4) Анна не пришла на дополнительное занятие, потому что она ничего не знала о нём.

причинными (союзы: потому что , так как , ибо (устар.):

5) Позвони Анне, чтобы она тоже знала эту новость. целевыми (союзы: чтобы , дабы (устар.):

6) Димка не очень любит математику, хотя у него хорошие математические способности. уступительными (союз хотя ):

III. Постановка целей и задач урока .

С какими обстоятельственными придаточными нам осталось познакомиться? (следствия и СПП с придаточными присоединительными).

Назовите цель нашего урока. (Познакомимся с придаточными предложениями следствия и с СПП с придаточными присоединительными).

Работа с таблицей.

Знакомство с новым материалом. Придаточные предложения следствия.

Придаточные следственные оформляют значение следствия, результата, вывода, в то время как в главной части СПП выражена причина, основание. Придаточная часть присоединяется ко всей главной части посредством составного союза так что и располагается после главного предложения (в постпозиции).

Давайте рассмотрим несколько примеров:

1. [ Зной все увеличивался ] , (так что становилось тяжело дышать ). , (так что).

2. [Мы сидели на углу басти о на], (так что в обе стороны могли видеть всё ). , (так что).

Вывод: в обоих предложениях придаточные отвечают на вопрос «что из этого следует?», присоединяются с помощью составного союза так что.

(Бастион – крепостное военное укрепление.)

Обратите внимание!

1) Так что – единственный союз, который употребляется в придаточных следствия, причём он используется только в этом типе придаточных.

2) Союз так что не может расчленяться на две части, как многие другие составные союзы. Он всегда полностью входит в состав придаточного. Если этот союз расчленить, то изменится не только структура предложения, но и значение придаточного.

(доска) Сравните:

Он оделся тепло, так что мороз ему не страшен – придаточное следствия с союзом так что;

Он оделся так, что мороз ему не страшен – придаточное образа действия и степени, так – указательное слово в главном предложении, что – подчинительный союз в придаточном.

Знакомство с новым материалом. СПП с придаточными присоединительными.

Ознакомление с теоретическим материалом учебника стр. 80

1) Вопросы: придаточные присоединительные отвечают на вопросы: каков вывод из этого? какова оценка этого? что можно отметить по поводу этого?

2) Средства связи: придаточные присоединительные прикрепляются к главному предложению при помощи союзных слов: что (в различных формах без предлогов и с предлогами), отчего, зачем, почему.

3) Место в предложении: придаточные присоединительные стоят после главного предложения, и в самом главном отсутствуют какие-либо указатели на следование за ними предложений этого типа (кроме интонации, показывающей, что предложение не закончено).

Главное предложение в сложноподчинённом предложении с придаточным присоединительным является законченным по форме и содержанию. Придаточное присоединительное содержит добавочное сообщение, оценку ситуации в главном предложении, вывод, отдельные замечания по поводу сообщения в главной части.

Например: (карточка)

    Такая [дикая, пустынная, неприветливая] тайга влияет на психику людей, что заметно было и по моим спутникам (Арсеньев). В данном случае в придаточном предложении приводится наблюдение, подтверждающее общее суждение, выраженное в главном предложении.

    Работая над яшмой, русские художники и мастера научились понимать и ценить камень, искать в нём самом художественный замысел, сливать идею художника со свойствами материала, что является одним из величайших достижений в истории камнерезного искусства (Ферсман). В данном придаточном предложении выражена оценка.

    Уничтожив рыбу в одном каком-нибудь районе, выдра передвигается вверх или вниз по реке, для чего идёт по берегу (Арсеньев). В данном придаточном предложении дается добавочное сообщение.

В целом сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными близки по значению к сложносочинённым и бессоюзным сложным предложениям. Не случайно союзные слова что, отчего, зачем могут быть заменены указательными местоимениями и местоимёнными наречиями: что → это; отчего → оттого; зачем → затем.

(доска)

1) Во время сильной бури вывернуло с корнем старую сосну, отчего и образовалась эта яма.

2) Его не было в доме, почему я и оставил записку.

3) Пароход мог быть унесен в море, что при полном шторме грозило ему гибелью.

V. Закрепление нового материала

Упр. 187 устно.

1 группа - Упр. 186 выписать предложения с придаточными следствия. (1, 4, 6, 7) мальчики

2 группа - Упр. 188 - выписать предложения с придаточными присоединительными. (4 5 6) девочки

У доски – синтаксический разбор предложения. (Маша)

[Воздух становился так редок] , (что было больно дышать). (Повеств., невоскл., СПП с придаточным обстоятельственным степени, относится к сказуемому с указательным словом и присоединяется к главному с помощью союза что; главное – двусост, распр.,; придаточное - односост, безличное, нераспр.).

Вопросы ученикам:

    С какими видами придаточных познакомились?

    Какие придаточные предложения называются придаточными следствия?

    На какой вопрос они отвечают?

    Какими союзами они прикрепляются к главному?

VII. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «СПП с придаточными обстоятельственными». таблица

2. Выполнить (письменно) 194 или 192 по выбору учащихся.


Карточка (Коля, Саша Н., Саша К., Сергей)

І. Выразительно прочитайте предложения, делая паузу на месте знака //. Спишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните союз, присоединяющий придаточные следствия. Раскройте скобки.

1. Наташа у нас вчера (в )первые выступала на сцене // так что её можно поздравить с успешным дебютом. 2. Руки и ноги пленника были (на )мертво пристёгнуты // так что шевелить он мог только головой (Б. Акунин ). 3. Они прошли ( в )близи // так что брызги холодной грязи попали мне на лицо (В. Богомолов ). 4. Буфетчик ( в )миг втянул голову в плечи // так что стало видно что он человек бедный (М. Булгаков ). 5. Внезапно и беззвучно крыша этого дома взлетела (на )верх вместе с клубом чёрного дыма а стенки рухнули (в )низ // так что от двухэтажной коробки ничего не осталось (М. Булгаков ).

jardam1.ru - Государство и человек