Печальная береза фет средства выразительности. Сопоставительный анализ стихотворений С.Есенина и А.Фета. Чем отличается береза Фета от есенинской березы

Афанасий Афанасьевич Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

«Печальная береза...», анализ стихотворения Фета

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Мольер (Жан Батист Поклен) - драматург, поэт, актер - создал замечательные пьесы, до сих пор не сходящие со сцен многих театров мира, такие, как - «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп». И одной из самых лучших, самых ярких его комедий является «Мещанин во дворянстве», где автор нарисовал сатирический образ буржуа. Перед нами мещанин Журден - главный герой пьесы, пытающийся из мещанина вдруг превратиться в дворянина. Ему кажется, что для этого у него есть главное - деньги. Есть деньги, но нет элементарного образования, нет манер, и главное нет ума, он беспросветно глуп. На старости лет Журдену взд

Древнейшие страницы истории Новгорода с трудом читаются сквозь туман легенд, саг и сказаний. Нет единомыслия даже в том, по отношению к какому более древнему городу Новгород стал новым городом. Одним исследователям казалось, что этим предшественником Новгорода была Старая Русса, расположенная на южном берегу озера Ильмень, другим - Старая Ладога, отстоящая от Новгорода на 190 километров к северу. В двух километрах к югу от Новгорода, у истоков Волхова из озера Ильмень, расположено так называемое Рюриково городище. С начала двенадцатого века оно хорошо известно в древнейших новгородских летопис

А. И. КупринИзумруд4-летний жеребец Изумруд стоит в стойле. Напротив - молодая кобыла Щеголиха, рядом - соперник, старый Онегин. Изумруд жует сено и думает о конюхах, ипподроме и вспоминает детство. Утром, после завтрака, его выводят во двор, моют, запрягают в 2-х колесные американки и накрывают попоной, как и прочих лошадей. На бегах после проминки Изумруд, точно слушавший указания конюха-англичанина, приходит первым, обогнав вороного. Но англичанина обвиняют в подлоге лошади; Изумруда вывозят и прячут в незнакомой конюшне. Однажды ранним утром главный в этой конюшке дает ему овса со странным

Береза по праву считается одним из главных символов России. О ней сложено множество песен, легенд, написаны глубокие по своей лиричности стихотворения. Чаще всего березу сравнивали, конечно, с русской красавицей. Ведь и стан у нее белый и тонкий, и пышные зеленые косы, и даже сережки - все, как у деревенской девушки. Особенно сильно тосковали по русским березам писатели-эмигранты, оказавшиеся вдали от родины. Например, Тэффи в своем рассказе "Ностальгия" с болью писала: "У нас каждая баба знает - если горе большое и надо попричитать - иди в лес, обними березоньку и качайся вместе с нею, слезами изойди вся вместе с нею, с белою, со своею, с русской березонькой!" Поэтому сопровождала береза русских людей и в горе, и в радости. Так в Троицу, один из самых известных и любимых церковных праздников, молодая березка символизировала силу пробуждающейся земли, поэтому ее ветвями украшали дом внутри и снаружи, особенно тщательно выкладывая веточки за иконы и за оконные наличники. Перед праздником березку "завивали", т.е. ветви сплетали косичкой и скручивали венком, а потом вешали на нее бусы, ленты, платки. Непосредственно в праздник Троицы вокруг березы водили хороводы, а потом "развивали" ее и топили в пруду, чтоб отдала она всю свою силу первым всходам на полях и способствовала благополучию людей.

Так как Троица отмечается летом, то зимой, очевидно, начинается тоска по этому радостному теплому времени года. Может быть, именно поэтому русский поэт XIX века Афанасий Фет написал стихотворение о березе, но уже в названии наделил ее эпитетом "печальная". Естественно, зимой у нее уже нет сережек, зеленых кос, а белый ствол сливается с белым снегом.

Почему же у Фета береза печальна? Возможно, потому что "прихотью мороза разубрана она", то есть, по сути, зависит от внешних стихийных сил, и форма страдательного причастия как нельзя лучше подчеркивает эту обреченность. С другой стороны, слово "разубрана" обычно употребляют по отношению к тому, кто блистает нарядами. Невольно возникает образ пышной красавицы, как раз в стиле XIX века. Поэтому в первой строфе стихотворения Фета слышится некоторое удивление: зимняя береза печальна, но при этом нарядна.

Во второй строфе радость поэта нарастает, потому что ветви зимней березы напоминает ему гроздья винограда, и это сравнение, на первый взгляд, кажется неуместным зимой. Впечатление усиливается оксюмороном "радостен для взгляда весь траурный наряд". Как такое возможно? Разве траур совместим с радостью? Самое удивительное, наверное, для читателя XXI века, почему белый цвет является траурным, ведь привычней ассоциировать траур с черным цветом. Возможно, в середине XIX века (а стихотворение написано в 1842 году), традиционней было воспринимать покойника в саване - погребальном наряде, а он, как правило, белого цвета. И все-таки этот наряд "радостен для взгляда" поэта.

В последней строфе игра света утренней зари ("денницы") так оживляет березу, что поэт боится любых изменений в ней и не хочет, чтобы птицы стряхнули снег с ее ветвей. Тогда она потеряет прелесть очарования печали, и герой уже не испытает той гаммы чувств, которую он уже пережил. Важно отметить, что герой стихотворения очень открыто выражает свои чувства по отношению к описанному дереву: "у моего окна", "радостен для взгляда" (понятно ведь, чей взгляд имеется в виду), "люблю... я замечать", "жаль мне". Подобное отношение не характерно для пейзажной лирики, поэтому, наверное, и нельзя считать подобное стихотворение пейзажем. Это, скорее, выражение чувств, переживаний, что больше характерно для элегии.

В заключение остается добавить, что слова "ветви", "денница", свойственные стилю XIX века и стилю самого Фета, в наше время уже архаичны, но зато придают звучанию стиха высокопарность, торжественность.

Стихотворение «Печальная береза...»

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят,-
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Фета "Печальная береза..." и С. Есенина "Береза"

Оба стихотворения хрестоматийны, хорошо известны школьникам. По сопоставление их в рамках учебной программы не входит в задачи учителя-словесника, поскольку хронологический и авторский ("именной») принципы построения курса изучения литературы не предусматривают сравнительно-аналитических разборов произведений разных авторов и разных эпох.

Попробуем в какой-то мерс исправить этот недостаток школьного курса литературы.

Написанные соответственно в 1842 и в 1913 годах, эти сти­хотворения относятся не только к разным эпохам, но и, как яв­ствует даже из самого беглого сравнения, к разным типам миро­ощущения, к разным эстетическим программам.

Различие обнаруживается с самых первых определений. У Фета береза "печальная», у Есенина - "белая». Можно ли ска­зать, что слово "белая» имеет смысловую соотнесенность со сло­вом "печальная»? Пет. К печали больше "подходит» черный (тем­ный, во всяком случае) цвет. Белый цвет ассоциируется, как пра­вило, с жизнелюбием, уверенностью, спокойствием. По есть и еще разница. "Белая береза» - устойчивое словосочетание, тра­диционное для России, имеющее положительный подтекст, но в то же время не субъективно-оценочное. "Печальная береза» выражение явно субъективное, связанное с определенным умо­настроением наблюдателя. Фет именно так видит зимнюю бере­зу и именно Фет так видит насколько эти утверждения важны для последующего анализа? Если исходить из предположения (абсолют­но, впрочем, оправданного), что художественное произведение не образуется из механического набора случайных, не связанных меж­ду собой слов, которые в совокупности или по отдельности оказы­вают некое неопределенное воздействие на нервную организацию читателя или слушателя, а напротив, возникает как лексико-интонационная система, обладающая свойством прямой передачи худо­жественного смысла или наведения на него, - то станет ясно: в произведении искусства значима и работает на весь его строй и смысл каждая деталь, каждая содержательная и каждая формаль­ная единица.

С этой точки зрения интерес представляет семантика не только полнозначных, но и служебных слов союзов, предлогов и т. д.

Фетовская береза - у окна. Значение предлога "у» рядом, близко, но это все-таки обозначение дистанции между наблюдате­лем (лирическим субъектом) и объектом, в то время как есенинс­кая береза под окном, и в этом случае предлог устраняет дистан­цию: его значение здесь указывает на положение предметов не по вертикали, не в дискретном пространстве (когда один предмет на­ходится ниже другого, как, например, в словосочетаниях "под не­бом», "под столом», "под потолком» или даже "под обломками»), а в пространстве недискретном, едином (как в словосочетании "под рукой»). Соображение относительно существующей в стихотворе­нии Фета.

Дистанции между наблюдателем и объектом подтверж­дается союзом "если» (И жаль мне, если птицы....), который подчеркивает именно наблюдательную позицию лирического субъекта, отмечающего изменения в наблюдаемом объекте.

У Фета береза - просто красивое дерево. У Есенина - жи­вое самостоятельное существо в живой природной семье. Береза Фета - объект не только по отношению к лирическому субъекту, но и среди других природных явлений. Она разубрана прихотью мороза, а есенинская береза сама при накрылась снегом. У фетовской березы ветвей концы висят, как гроздья винограда (сравнение довольно любопытное, заставляющее думать, что ли­рическому субъекту вспоминается лето), а у есенинской - на пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой (сравнение из деревенскою быта: береза как будто плат - ком принакрылась, как будто девушка задумалась перед свида­нием). Субъективность в стихотворении Фета очевидна: " W радо­стен для взгляда / Весь траурный наряд» ("траурный» белое на черном); "И жаль мне...»; "красу ветвей». По эта субъектив­ность свидетельство субъект-объектного видения мира (лири­ческий субъект передаст в терминах поэтической речи свое вос­приятие природного объекта). У Есенина - нечто совершенно иное. Прежде всего в его стихотворении виден антропоморфизм одушевление природы, приписывание ей человеческих свойств. Береза Есенина самостоятельный субъект наряду с другими субъектами ("заря, лениво обходя кругом...»). И мы вправе сде­лать вывод о том, что отношение лирического "я» к природе в стихотворении Есенина субъект-субъектное.

Здесь два принципиально разных мировидения. Одно можно определить так: мир - вне меня; я и мир существуем раздельно, но не мир смотрит на меня, а я - на мир; и это моя привилегия видеть мир таким, каким только я могу его видеть. К другому подходит конспективно-тезисное суждение М. М.Бахтина: "Мысль мира обо мне, мыслящем. Скорее я объектен в субъектном мире». То есть я внутри мира, и поэтому мир и я нераздельны и неслиянны; я вижу мир, и мир видит меня; и это привилегия мира рассматривать меня в качестве объекта. Отсюда разные эстетические подходы к изображению мира. В одном случае волен использовать любые ассоциации, которые возникают в его сознании по поводу изображаемого, выражать свое эмоциональное отношение к тому, что он описывает; в другом же случае происходит своеобразный диалог между художником и субъектным миром. Таковы мировоззренческие позиции и эстетические программы двух больших (и очень разных) русских поэтов.

Афанасий Афанасьевич Фет

Печальная береза
У моего окна,
И прихотью мороза
Разубрана она.

Как гроздья винограда,
Ветвей концы висят, —
И радостен для взгляда
Весь траурный наряд.

Люблю игру денницы
Я замечать на ней,
И жаль мне, если птицы
Стряхнут красу ветвей.

Береза — один из наиболее распространенных образов русской пейзажной лирики. Кроме того, она считается важнейшим символом нашей страны. Существует множество народных поверий, связанных с этим деревом, причем как положительных, так и негативных. Согласно одним традициям, береза могла выступать в роли защитницы от нечистой силы. По другим верованиям, в ее ветвях селились русалки и черти. В дохристианские времена символика, связанная с березой, встречалась не только у славян, но и у кельтов, скандинавов, финно-угорских народов. У них в большинстве случаев растение ассоциировалось с переходом от весны к лету. В более широком понимании оно становилось символом смерти и последующего воскрешения.

Стихотворение «Печальная береза» создано в 1842 году. Оно относится к раннему периоду творчества Фета. Произведение представляет собой небольшую пейзажную зарисовку, состоящую всего из трех четверостиший. Поэт изображает березу, которая растет под окном лирического героя, при этом наделяя ее эпитетом «печальная». Возможно, выбор прилагательного обусловлен тем, что дерево описывается в зимний период. Лишенное листьев или сережек оно словно умирает. При этом лирическому герою импонирует траурный наряд растения. Ему нравятся ветви, усыпанные снегом. Кажется, для него не радостен будет приход весны, когда дерево возродится и скинет белое платье. Скорей всего, лирическому герою близка именно печальная береза из-за собственного душевного состояния. Это придает миниатюре оттенок трагизма.

Произведение звучит торжественно, возвышенно, что достигается за счет точного подбора лексики. Фет использует устаревшее слово денница, обозначающее последнюю «утреннюю звезду», планету Венеру. Также в заключительной строфе употреблено существительное «краса» (в значении «красота»). В первом четверостишии встречается страдательное причастие «разубрана».

Стихотворение Фета часто сопоставляют с известным произведением Есенина «Береза», написанным в 1913 году. Оба поэта изображают зимнюю березу. Вот только у Сергея Александровича она предстает в образе невесты, а Афанасий Афанасьевич практически рядит ее в похоронный саван. Кроме того, в «Печальной березе» Фета ярче выражена позиция лирического героя. У Есенина он косвенно присутствует только в начале. Что же объединяет два произведения? В первую очередь — бесконечная любовь к родине, которую смогли передать поэты.

«Тютчев и Фет» - Каковы особенности поэтического языка каждого стихотворения? Отметим время написания. Прослушивание сообщений и беседа: ФЕТ (Шеншин) Афанасий Афанасьевич - известный русский поэт. Чтение стихотворений. «Летний вечер». Какой личностью предстаёт каждый поэт? Особенности поэтического мира Тютчев Фет.

«Лирика Фета» - Лирика и судьба А. А. Фета (1820-1892) II урок. Природа никогда не оставляла Фета равнодушным. Сочетание реалистичного и суггестивного: реалистичного с непрояснённым. Природа, пейзаж- лишь I план стихов, основная же тема-любовь. Определим тему: о чём стихотворение? Критики эстетич. направления. В стихотворении нет сюжета, нет события.

«Жизнь Фета» - Скончался Фет 21 ноября 1892 г. в Москве, не дожив двух дней до 72 лет. Покупка имения. С.Соловьёв. Литературные успехи побудили Фета оставить службу. Военная служба. В доме всегда царило взаимное уважение. Автограф стихотворения «Alter Ego». Долгие годы поэт добивался получения дворянства. Начало творческого пути.

«Фет стихи» - Продолжал писать стихи. Фет Афанасий Афанасьевич 1820 - 1892. В конце 1870-х Фет с новой силой начал писать стихи. Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Трудный жизненный путь выработал в нем мрачный взгляд на жизнь и общество. Пятый выпуск поэт подготовил, но не успел издать.).

«Поэт Фет» - Жорж Санд французская писательница. Закурила и спичку бросила на пол. И личность, и судьба, и творческая биография Фета необычны и полны загадок. Но венчание Фета и Марии Боткиной состоялось. Все как обычно в девичьем альбоме. Так Афанасий «поменял фамилию» во второй раз и превратился в Фета. «Отечественных записках».

«Стихотворение Фета» - Ночь. Идет на казнь. Заря. Тайны бытия. Роза также символизирует природную красоту как источник поэтического вдохновения. Ночь прекрасна. 1820 - 1892. «Одним толчком согнать ладью живую …» 28 октября 1887 г. В стихотворении А. Фета совсем не случайно появляется ночной пейзаж. Ф. Тютчев И А. Фет. А. Фет.

jardam1.ru - Государство и человек