Основные особенности раннего поэтического творчества есенина. Художественные особенности лирики С. Есенина. Традиции Есенина в поэзии ХХ века

Он в жизнь вбегал рязанским простаком, Голубоглазым, кудреватым, русым, С задорным носом и веселым вкусом, К усладам жизни солнышком влеком. Но вскоре бунт швырнул свой грязный ком В сиянье глаз. Отравленный укусом Змей мятежа, злословил над Иисусом, Сдружиться постарался с кабаком...В кругу разбойников и проституток, Томясь от богохульных прибауток, Он понял, что кабак ему поган...И богу вновь раскрыл, раскаясь, сени Неистовой души своей Есенин, Благочестивый русский хулиган...

Игорь Северянин

Творчество Сергея Есенина, неповторимо яркое и глубокое, ныне прочно вошло в нашу литературу и пользуется огромным успехом у многочисленного читателя. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать.

В нашу литературу Сергей Есенин вошёл как выдающийся лирик. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества. В ней полнокровная, искрящаяся радость юноши, заново открывающего удивительный мир, тонко чувствующего полноту земной прелести, и глубокая трагедия человека, слишком долго остававшегося в "узком промежутке" старых чувств и воззрений. И, если в лучших стихотворениях Сергея Есенина - "половодье" самых сокровенных, самых интимных человеческих чувств, они до краёв наполнены свежестью картин родной природы, то в других его произведениях - отчаяние, тлен, безысходная грусть. Сергей Есенин прежде всего - певец Руси, и в его стихах, по-русски искренних и откровенных, мы ощущаем биение беспокойного нежного сердца. В них "русский дух", в них "Русью пахнет". Они впитали в себя великие традиции национальной поэзии, традиции Пушкина, Некрасова, Блока.

Даже в любовной лирике Есенина тема любви сливается с темой Родины. Автор "Персидских мотивов" убеждается в непрочности безмятежного счастья вдали от родного края. И главной героиней цикла становится далёкая Россия: "Как бы ни был красив Шираз, он не лучше рязанских раздолий". С радостью и горячим сочувствием встретил Есенин Октябрьскую революцию. Вместе с Блоком, Маяковским он без колебаний встал на её сторону. Произведения, написанные Есениным в то время ("Преображение", "Инония", "Небесный барабанщик"), проникнуты бунтарскими настроениями. Поэт захвачен бурей революции, её величием и рвётся к новому, к будущему. В одном из произведений Есенин восклицал: "Мать моя - родина, я - большевик!" Но Есенин, как он сам писал, воспринял революцию по-своему, "с крестьянским уклоном", "больше стихийно, чем сознательно". Это наложило особый отпечаток на творчество поэта и во многом предопределило его дальнейший путь. Характерны были представления поэта о цели революции, о будущем, о социализме. В поэме "Инония" он рисует будущее как некое идиллическое царство крестьянского благополучия, социализм кажется ему блаженным "мужицким раем". Такие представления сказались и в других произведениях Есенина того времени:

Вижу вас, злачные нивы,

С стадом буланых коней.

С дудкой пастушеской в ивах

Бродит апостол Андрей.

Но фантастическим видениям мужицкой Инонии, естественно, не суждено было сбыться. Революцию возглавлял пролетариат, деревню вёл за собой город. "Ведь идёт совершенно не тот социализм, о котором я думал", - заявляет Есенин в одном из писем того времени. Есенин начинает проклинать "железного гостя", несущего гибель патриархальному деревенскому укладу, и оплакивать старую, уходящую "деревянную Русь". Этим и объясняется противоречивость поэзии Есенина, прошедшего сложный путь от певца патриархальной, нищей, обездоленной России до певца России социалистической, России ленинской. После поездки Есенина за границу и на Кавказ в жизни и творчестве поэта происходит перелом и обозначается новый период. Она заставляет его крепче и сильнее полюбить своё социалистическое отечество и по-иному оценить всё, что в нём происходит."...Я ещё больше влюбился в коммунистическое строительство", - писал Есенин по возвращении на родину в очерке "Железный Миргород". Уже в цикле "Любовь хулигана", написанном сразу же по приезде из-за границы, настроения потерянности и безысходности сменяются надеждой на счастье, верой в любовь и будущее. Прекрасное стихотворение "Заметался пожар голубой...", полное самоосуждения, чистой и нежной любви, даёт ясное представление о новых мотивах в лирике Есенина:

Заметался пожар голубой,

Позабылись родимые дали.

В первый раз я запел про любовь,

В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,

Был на женщин и зелие падкий.

Разонравилось петь и плясать

И терять свою жизнь без оглядки.

Творчество Есенина - одна из ярких, глубоко волнующих страниц истории русской литературы. Отошла в прошлое эпоха Есенина, но его поэзия продолжает жить, пробуждая чувство любви к родимому краю, ко всему близкому и разному. Нас волнует искренность и одухотворённость поэта, для которого самым дорогим на всей планете была Русь.

В истории развития национального литературного языка в XX веке роль Есенина как новатора была неоспоримой. Русский классик, выходец из крестьянства, продолжая великое дело Пушкина, Гоголя, Толстого, еще далее в поэзии «раздвинул границы» народного языка. Образно-речевое начало в Есенине, его орнаментальный стиль, «чувство Родины» определили суть его творчества. Открытия, которые произошли в литературном языке в XX веке, непосредственно связаны с новаторскими достижениями Есенина. Это особенно ярко проявилось в его стиле.

Впитав в себя традиции народной культуры, он передал этот опыт, развив и обогатив его, новым поколениям. Лирика Есенина, по его собственным словам, «жива одной большой любовью — любовью к родине» и воспитывает самые чистые, высокие нравственные и патриотические чувства. Сокровенное и всепоглощающее «чувство Родины» с первых шагов творческого пути Сергея Есенина определило для него отношение к миру, человеку и литературе. формах. Система ценностей в поэзии С. Есенина едина и неделима, все ее компоненты связаны между собой и, взаимодействуя, образуют единую, целостную картину лирического произведения.

Для передачи состояния души лирического героя, его характера, описания картин природы «Родины любимой», а также для передачи своих чувств и мыслей поэт использует изобразительные, выразительные, эстетические возможности художественного стиля. Первый сборник стихов есенина вышел, когда поэту... было всего 20 лет. В ранних стихах С. Есенина мы встречаем много таких зарисовок, которые можно назвать маленькими лирическими этюдами или картинами деревенской жизни. Сила Есенинской лирики заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно и риторично, а конкретно, в зримых образах, в картинах родной природы. Часто пейзаж не вдохновляет. Поэт с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь. Но Есенин видел не только печальный пейзаж, безрадостные картины; он видел Родину и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими цветами и травами, с бездонной синевой небес. Уже в ранних стихах Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная…».Одним из наиболее ранних стилистических приемов Есенина было написание стихов языком, тяготевшим к древнерусской речи (например, «Песнь о Евпатии Коловрате»). Поэт использует для построения образов древнерусские названия, он использует как изобразительное средство такие древние слова Еще одна группа стилистических приемов Есенина связана с установкой на романинтизацию деревенского бытия и со стремлением выразить красоту сильного лирического чувствования (например, чувства восхищения природой, влюбленности в женщину, любви к человеку, к жизни), красоты бытия вообще.

Введение……………………………………………………………….............2 - 3

Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина............................................ 4- 19

1.1 Красота и богатство лирики Есенина...............................................4- 13

1.1.1. Особенности художественного стиля............................................4 – 7

1.1.2. Особенности метафоры в поэзии Есенина.....................................7 - 8

1.1.3 Поэтическая лексика....................................................................8- 10

1.1.4. Поэтическая техника С. Есенина.................................................10-11

1.1.5. Луна в поэзии Есенина...............................................................11-13

2.1 Ведущие темы поэзии.....................................................................15-19

2.1.1. Тема деревни...............................................................................15-17

2.1.2 Тема родины в лирике Есенина....................................................17-19

2.1.3. Тема любви.....................................................................................19

Часть 2. Предшественники и последователи...........................................20-33

2.1. Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии С. Есенина

2.2. Есенин и древнерусская литература

2.3. Параллели с Гоголем

2.4 Традиции Есенина в поэзии ХХ века

2.4.1Традиции Есенина в поэзии Н. Рубцова

2.4.2. Опыт анализа стихотворения Н. Рубцова с точки зрения есенинских традиций

Заключение


Введение

В 1914 году в журнале “Мирок” за подписью “Аристон” было впервые напечатано стихотворение Есенина “Берёза”. Вслед за “Берёзой” появляются в печати “удивительно сердечные” и “размашистые” стихи Сергея Есенина. Мог ли тогда, в 1914 году, кто-либо предположить, что в лице неизвестного автора, скрывавшегося под псевдонимом Аристон, в русскую поэзию ХХ века пришёл человек, которому суждено было стать достойным преемником пушкинской славы.

Милые берёзовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески!

Перед этим сонмом уходящих

И не в силах скрыть тоски.

Поэзия Есенина, удивительно “земная”, близкая каждому, реальная до самых своих корней и вместе с тем “вселенская”, общечеловеческая, озарена немеркнущим светом истинной любви “ко всему живому в мире”.

Казалось бы, о творчестве Есенина уже всё сказано. И всё - таки каждый человек, открывая томик его стихов, открывает своего Есенина.

Я Есенина люблю с детства. Когда я была совсем маленькой, мама читала мне по вечерам стихотворение “Берёза”. Хотя я и не знала, кому принадлежит это творение, но уже с детства меня завораживали эти чудные строки.

Вряд ли можно о Есенине, как о Пушкине, сказать “Это - наше всё”. Но в то же время нет в России такого человека, который не знает хотя бы немного строк из стихов Есенина. Чем же он своеобразен, оригинален?

В 11 классе, изучая литературу ХХ века, я познакомилась с творчеством многих поэтов-современников Есенина, поэтов, живущих и творивших после него. Тогда-то мы и задумались, где истоки творчества всенародно любимого поэта, есть ли у него последователи.

Итак, тема работы: Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство.

Цель работы: Выявить своеобразие поэтики С. Есенина.

· Выявить особенности художественного стиля и поэтической техники.

· Рассмотреть основные темы творчества поэта.

· Определить роль традиций древнерусской литературы и фольклора в творчестве С. Есенина.

· Изучить гоголевские традиции в творчестве С. Есенина.

· Обобщить, какие есенинские традиции наследуются в поэзии 2-й половины XX века (на примере творчества Н. Рубцова и Н. Тряпкина).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

· аналитический;

· сопоставительный;

· сравнительный

Гипотеза: если С. Есенин черпал истоки своего творчества из древнерусской литературы, фольклора и литературы ХIХ века, то его открытия послужили основой поэзии поэтов ХХ века.

Работая над исследованием «Поэзия С. Есенина. Традиции и новаторство», мы обратились к литературоведческим материалам В. Ф. Ходасевича, П. Ф. Юшина, В. И. Эрлиха, В. И. Гусева. Основополагающей в нашей работе стала книга В. Ф. Ходасевича “Некрополь”. В этой книге собраны воспоминания о некоторых писателях недавнего прошлого, в том числе и о С. Есенине. Книга была составлена в годы эмиграции В. Ф. Ходасевича. Издание также посвящено творчеству Белого, Брюсова, Гумилёва и Блока, Гершензона и Сологуба. Книга была составлена в Брюсселе еще в 1939 году, но в своём полном виде эта книга впервые была издана в 90-е годы. Ф. Ходасевич в этой книге как будто приоткрывает тайный занавес творчества Есенина, исследуя его творчество с помощью личных биографий и переписок с современниками. Отсюда, простота, понятность этого издания.


Часть 1. Своеобразие поэтики С. Есенина.

1.1 Красота и богатство лирики Есенина.

1.1.1. Особенности художественного стиля.

Большое место в творчестве Есенина занимают эпитеты, сравнения, повторы, метафоры. Они используются как средство живописи, передают многообразие оттенков природы, богатство ее красок, внешние портретные черты героев ("черемуха душистая", "рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани", "во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей"). Немаловажную роль в поэзии Есенина, как и в народных песнях, играют повторы. Они используются для передачи душевного состояния человека, для создания ритмического рисунка. Есенин употребляет повторы с перестановкой слов:

С моей душой стряслась беда,

С душой моей стряслась беда.

Поэзия Есенина насыщена обращениями, часто это обращения к природе:

Милые березовые чащи!

Используя стилистические особенности народной лирики, Есенин как бы пропускает их через литературные традиции и через свое поэтическое мироощущение.

В своей книге “Некрополь” Ф. Ходасевич утверждал, что красота родных рязанских раздолий и русского слова, песни матери и сказки бабушки, Библия деда и духовные стихи странников, деревенская улица и земская школа, лирика Кольцова и Лермонтова, частушки и книги – все эти, порой крайне противоречивые, влияния способствовали раннему поэтическому пробуждению Есенина, которого мать-природа столь щедро наделила драгоценным даром песенного слова.

Чаще всего он писал о деревенской природе, которая всегда выглядела у него простой и незамысловатой. Это происходило потому, что эпитеты, сравнения, метафоры Есенин находил в народной речи:

За ровной гладью вздрогнувшее небо

Выводит облако из стойла под уздцы.

Воробушки игривые,

Как детки сиротливые.

Так же как и для народа, для Есенина характерно одушевление природы, приписывание ей человеческих чувств, т. е. приём олицетворения:

Клен ты мой опавший,

клен заледенелый,

Что стоишь, нагнувшись,

под метелью белой?

Или что увидел?

Или что услышал?

Словно за деревню

погулять ты вышел.

Настроения и чувства Есенина, как и народа, созвучны природе, поэт ищет у нее спасения и успокоения. Природа сопоставляется с переживаниями человека:

Не нашлось мое колечко.

Я пошел с тоски на луг.

Мне вдогон смеялась речка:

«У милашки новый друг».

Е. С. Роговер высказывал мнение, что есенинская поэзия зрелых лет также обращена к прекрасному. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. При этом он может так сопрягать эти разные начала бытия, что они взаимопроникают друг в друга. Поэтому Есенин природу опять же очеловечивает, а личность уподобляет образа родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке и высоко ставя его природосообразные поступки. Эти же свойства он ценит и в себе:

Сердцем я всё такой же,

Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.

…………………………………………………………………..

… Башка моя, словно август,

Льётся бурливых волос вином.

……………………………………………………………………

… В сердце ландыши вспыхнувших сил.

…………………………………………………………………….

… Тот старый клён головой на меня похож.

Нередко нас поражает способность Есенина переживать очарование прекрасным, проявить себя, говоря словами лесковского Флягина, как “красоты любитель”. Есть у него стихотворение, которое можно образно назвать лесковским. Это стихотворение “Не жалею, не зову, не плачу…”.

Стихотворение строится как монолог человека, подводящего итог своей многотрудной, но яркой, полной событиями жизни. Лирический герой, как лесковский странник, исходил нескончаемые дороги Отчизны, влекомый “духом бродяжьим”, испытывающий особое очарование тишиной и грустно переживающий ныне своё увядание. С восторгом лирический герой говорит о “о стране берёзового ситца”; ощущает, как “тихо льётся с клёнов листьев медь”; кажется ему, будто он вновь

… весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Невольно вспоминается лесковский Ахилла Десницын, тоже впервые появляющийся на страницах романной хроники “Соборяне” на красном коне, облитом радужными лучами восходящего солнца. Прежняя игра недюженных сил, заразительная восторженность и беспредельная широта души ощущаются в неожиданном восклицании, вырвавшемся из груди есенинского лирического героя:

Дух бродяжий! Ты всё реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,

Буйство глаз и половодье чувств.

Но монолог-воспоминание этого скитальца произнесён и эстетически оформлен как элегия. И оттого в первой и последней строфах звучит родственный грустный мотив увяданья природы и человека:

Увяданья золотом охваченный,

Я не буду больше молодым.

Чуткий к эстетическому богатству сущего, Есенин “расцвечивает” явления окружающего мира: “Покраснела рябина, / Посинела вода”; “Лебединое пенье / Нежит радугу глаз…”. Но эти краски он не придумывает, а подсматривает в родной природе. При этом он тяготеет к чистым, свежим, интенсивным, звенящим тонам. Самым распространённым цветом в лирике Есенина оказывается синий, далее голубой. Эти краски в своей совокупности передают цветовое богатство действительности.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Ростовской области

профессиональное училище № 38

План

проведения открытого урока

Тема: С.А. Есенин. Раздел: Литература 20-х годов.

Тема урока: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.

методической комиссии зам. директора

общеобразовательных дисциплин по методической работе ПУ № 38

Протокол № ___ от «___»___________20__г. _______________/В. И. Симбирская

Председатель МК _____________/Л. В. Райтаровская

Разработал: преподаватель русского языка и литературы 1 категории ____________/Переверзева Ирина Петровна

План

проведения открытого урока

по учебной дисциплине «Литература»

Тема № 2: С.А. Есенин Раздел № 3: Литература 20-х годов.

Тема урока № 1: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование интереса к художественному миру С. А. Есенина; неравнодушного отношения к поэтическому слову.

Обучающий аспект:

    создать условия для исследования художественных особенностей лирики С. А. Есенина

    определение смыслового значения понятия «художественное своеобразие»

    формирование навыка анализа лирического произведения, выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях

    овладение важными общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, находить и обрабатывать необходимую информацию)

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Развивающий аспект:

    создать условия для формирования эстетического представления о русском слове

    воспитывать культуру речи обучающихся; умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли

    развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

    содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, навыка групповой самоорганизации

    создать условия для совершенствования умений проводить анализ литературного текста, для развития мышления

    последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного

Воспитывающий аспект:

    создать условия для формирования интереса к чтению, как средству познания человеческих чувств и мыслей

    воспитывать культуру чувств: любовь к прекрасному, к Родине

    способствовать развитию культуры общения, культуры взаимоотношений при работе в группах

    создать условия для вовлечения обучающихся в активную деятельность

    продолжить формирование у обучающихся позитивного отношения к учебной деятельности

Методическая цель: формирование способности обучающихся к самореализации.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемно-исследовательский

Образовательные технологии:

    словесный – беседа, обмен информацией, ответы на вопросы

    наглядный – фотографии С. А. Есенина

    ИКТ – мультимедийная презентация

    практический – работа с текстом художественного произведения

    проблемно-поисковый – исследовательский

    коммуникативный – диалог, монолог, работа в творческих группах, работа в парах

    ролевой – анализ конкретной ситуации

    стимулирования – словесное поощрение

Планируемые образовательные результаты:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе

    умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы по теме урока

    умение анализировать лирическое произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог

    определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

    формулирование собственного отношения к поэзии С. А. Есенина, ее оценка

Интеграция литературы с:

    Историей: «Россия в начале 20 века»

    Русским языком: «Лексика. Стилистика»

Материально-техническое обеспечение:

    ПК с лицензионным программным обеспечением

    мультимедийный проектор

    презентация по теме: «Художественное своеобразие творчества С. Есенина»

    аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

    фрагмент аудиозаписи романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

    технологическая карта урока

Ход урока:

    Организационный этап 1 мин

    Мотивация учебной деятельности

обучающихся. Постановка цели и темы урока 4 мин

    Актуализация знаний 5 мин

    Первичное усвоение новых знаний 5 мин

Постановка целей и задач урока

    Первичная проверка понимания 23 мин

    Первичное закрепление 4 мин

    Информация о домашнем задании 2 мин

    Рефлексия 1 мин

ЭТАПЫ УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Организационный этап

Слайд 1 (презентация к уроку)

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.

Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слайд 2

(на фоне музыки текст стихотворения)

Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)

Слайд 4

(тема и цель урока)

Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.

- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном отрывке из стихотворения Николая Брауна?

Конечно, Сергей Есенин… Это имя, как и его творчество, знакомо многим.

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?

Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.

Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным.

Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений – такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

Запишите тему в карту урока.

Слушают преподавателя.

Включаются в учебную деятельность.

Высказывают свое мнение.

- Русского поэта – Сергея Есенина.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.

- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.

- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых – народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.

Слушают преподавателя, записывают тему урока в технологическую карту.

    Актуализация знаний

Слайд 5

(д/з)

Слайд 6

(вопросы)

Слайд 7 (о жизни поэта)

Слайд 8

(вопросы)

Слайд 9

(основные темы и мотивы)

Слайд 10

(вопросы)

Слайд 11 (тема урока)

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание?

Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?

- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.

- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в карту, задание №1, работаете в течение 2х минут.

Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.

- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.

- Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?

Подводит итог выполнения домашней работы.

- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».

- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).

- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире.

- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.

Он хорошо знал русскую классику, изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества.

- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.

- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.

Восточные и космические мотивы, мотив странничества.

- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче.

- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к стройности и простоте.

- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

    Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Слайд 12

(вопрос/определение)

Слайд 13

(вопрос/схема)

Слайд 14

(проблемный вопрос)

Слайд 15

(цели урока)

Слайд 16

(задачи)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Формулирует вопросы.

Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?

Верно.

В чем, как оно проявляется?

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.

Как нам найти на него ответ?

Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу – проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать стихотворение по плану.

    Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.

- Художественное своеобразие часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.

- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. - Художественное своеобразие проявляется в способах создания образа, способах выражения авторской позиции, в неповторимых композиционных особенностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.

Первичная проверка понимания

Слайд 17

(цель для групп/схема)

Слайд 18

(текст стихотворения/аудиозапись)

Слайд 19 (результаты исследований в таблице)

Слайд 20 (опережающее задание)

Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.

- Продолжим работу в творческих группах и парах.

- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.

- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.

Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.

Дает задание каждой группе и паре.

- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.

Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ поэтического текста по предложенному плану.

Аналитическая беседа.

- Работаем в группах в течение 5 минут.

Контролирует выполнение работы.

Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.

1-я пара

- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?

2-я пара

- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?

3-я пара

Какие образы вы увидели в этом стихотворении?

1-я группа

- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?

- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?

2-я группа

Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?

- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?

- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?

- Результаты исследований представлены в таблице.

Подводит обучающихся к выводу.

- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.

Опережающее задание.

- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?

- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.

Работают в группах, в парах.

Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.

Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.

Презентация результатов работы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Слушают выступления, записывают основные положения.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Это стихотворение имеет философское содержание – размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.

- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).

В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках – «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» – и развязкой в последней строфе. Два природных образа – белых яблонь дым – и – кленовая листьев медь – образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов – смирения (не жалею, не зову, не плачу – будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет – все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.

- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины – он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека – увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.

Лирический герой стихотворения – это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.

- Поэт использует различные средства художественной выразительности.

Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику – увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива – процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь – ассонанс (звуки – э, и) и аллитерация (звуки – л, м, н) – для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.

- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).

В строке – не жалею, не зову, не плачу – автор применяет градацию – троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма – буйство глаз и половодье чувств – который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.

- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.

Записывают в технологическую карту свои наблюдения.

Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.

    Первичное закрепление

Слайд 21 (проблемный вопрос/художественные особенности)

(аудиозапись романса)

Слайд 22 (тема/цели урока)

Возврат к теме и целям урока.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?

- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.

- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.

Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:

- глубокий лиризм

- необычайная образность

- зрительность впечатлений

- цветопись

- принцип пейзажной живописи

- народно-песенная основа

- метафоричность

- принцип психологического параллелизма

- афористичность языка

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и простота

- автобиографичность

- диалектичность

- музыкальность (песенность)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

    Информация о домашнем задании

Слайд 23

(д/з)

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.

- Мы завершаем наш урок. Сдайте технологические карты урока.

Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.

    Рефлексия

Слайд 24

(вопросы рефлексии)

Слайд 25

(спасибо)

Осуществляет рефлексию.

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.
  6. Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

    Художественный мир

    Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

    Основные темы

    Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще .
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены .
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме « » (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны .

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито « «. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти .

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
jardam1.ru - Государство и человек