Охранять природу значит защищать родину. "Охранять природу - значит охранять Родину". Сочинение Охрана природы

В последние годы газетные статьи, новостные ленты сайтов известных блогеров пестрят сообщениями о тяжелом состоянии окружающей среды … Но говорить об экологических проблемах сегодняшнего дня недостаточно, важно подавать населению, тем более подрастающему поколению, примеры их решения.

В этом году мы собираемся принять участие в Международном образовательном проекте «Весна идет!» в седьмой раз. Приобщиться к удивительному миру птиц нам удалось благодаря прекрасным людям, которые занимаются орнитологией профессионально и объединены для этих целей в Союз охраны птиц России. Наша дружба с этими людьми началась 9 мая 2009 года, с письма координатора международных массовых акций по изучению и охране птиц Нижегородского отделения СОПР, кандидата педагогических наук, преподавателя экологии Нижегородского государственного педагогического университета, доцента кафедры экологии и экологического образования Киселевой Надежды Юрьевны, которая в своем электронном письме приглашала скаутов отряда «Бригантина» принять участие в Международном образовательном Интернет-проекте «Весна идет!» (информация о скаутском отряде и электронный адрес имеются на сайте Всероссийского Интернет-проекта «Костры детства») http://www.springalive.net/ . И мы приняли участие в этой акции, всей школой! Всех подключили: и ребят, и учителей, и родителей! И даже малышей и их воспитателей из детского сада д. Нуркеево удалось увлечь этой интересной формой работы. И вот результат: Россия – чемпион!

Башкортостан в первые четыре года существования проекта оставался «белым пятном» на карте России. И вот уже шесть лет наша республика, благодаря небольшой сельской школе, в которой обучается 150 мальчишек и девчонок, занимает лидерские позиции.

Участие в акции не требует специальной подготовки, какого-либо снаряжения, определенных навыков; требуется при первой же встрече с пернатыми (ласточкой, стрижом, кукушкой или аистом), отправить сообщение на сайт. Захваченные желанием «встретить весну», которую приносят в наши края эти птицы, ребятишки обычно просят родителей свозить их в лес (кукушка не часто в деревню прилетает!). Чтобы увидеть черного стрижа, приходится выезжать в город Туймазы или поселок Субханкулово, потому что они селятся только в многоэтажных зданиях. Ребята с наступлением весны часто наведываются в гости к бабушкам и дедушкам, потому что знают, под крышей старого бабушкиного сарая есть ласточкино гнездо, а в их новостройке они еще не успели поселиться…

Человек, однажды поднявший свой взор к небу, оторваться от этой притягательной красоты не в силах. «Птичий грипп» — так в шутку называют наши «нуровцы» свое увлечение птицами, потому что уже не могут не обращать внимания на тех, кто рассекает воздух своими крылами в стремительном полете, кто завораживает всю округу веселой трелью или царственно величаво выплывает из камышовых зарослей по зеркальной глади озера Кандры-Куль.

Будучи заместителем директора по воспитательной работе, опытом участия в природоохранных акциях и проектах Союза охраны птиц России я делилась с коллегами из других школ района. 28 октября 2010 года выступала с докладом «Участие в эколого-образовательных Интернет-проектах и массовых акциях СОПР как фактор социализации личности ребенка» на Республиканском семинаре-совещании руководителей учреждений дополнительного образования детей по реализации мероприятий Республиканской целевой программы «Развитие системы дополнительного образования детей в Республике Башкортостан».

14 января 2011 года в Институте развития образования на республиканском семинаре «Сохраним родную Землю» рассказала о том, какие формы дополнительного образования проводятся в нашей школе и в районе в целом по формированию экологической культуры и профориентации учащихся. Учителя химии, биологии и географии (семинар проходил на кафедре методики преподавания этих предметов) живо заинтересовались возможностью разнообразить свою работу в области экологического воспитания. Впоследствии многим из них удалось организовать участие своих учеников в Международных днях наблюдений птиц и проекте «Весна идет!»

В рамках Года охраны окружающей среды в Российской Федерации и в Республике Башкортостан об опыте работы педагогического коллектива в области экологического воспитания детей и взрослого населения представилось возможным рассказать на конференции работников МАУК «Межпоселенческая центральная библиотека» муниципального района Туймазинский район и Управления образования «Экология без границ» , которая состоялась 26 марта 2013 года.
13 декабря 2013 года Министерство образования Республики Башкортостан и Институт развития образования РБ проводили республиканскую научно-практическую конференцию «Экологическое образование школьников в свете требований ФГОС», где темой моего выступления был вопрос об экологическом воспитании как приоритетном направлении воспитательной работы школы.

Опыт организации работы по экологическому образованию в Туймазинском районе Республики Башкортостан, работа опорно-методической площадки федерального значения «Гражданско-патриотическое воспитание в экологическом образовании», созданная кафедрой экологического образования и рационального природопользования НГПУ им. Козьмы Минина на базе МБОУ СОШ д. Нуркеево, неоднократно становились предметом обсуждения Международной научно-практической конференции «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» (Н-Новгород. 2009, 2011, 2013 г.г.).

В 2013 году организаторы и участники Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Охрана птиц в России: проблемы и перспективы», посвященной 20-летию Союза охраны птиц России (г. Москва) высоко оценили опыт участия нашей школы в массовых акциях СОПР. Министерством экологии и природопользования России я была награждена Почетным знаком . Годом раньше Республиканский Фонд защиты диких животных «за большой вклад в дело охраны животного мира Республики Башкортостан» присвоил мне звание .

Все свои личные достижения я связываю с сотрудничеством с Союзом охраны птиц России и участьем в «птичьих» делах: в 2011 году я стала победителем конкурса лучших учителей России в рамках приоритетного национального проекта «Образование», награждена Почетной грамотой Министерства науки и образования Российской Федерации, Почетной грамотой Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан, Управления образования.

«Мы - хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину». Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М. М. Пришвину. Коллектив нашей школы работает над тем, чтобы каждый подросток не просто знал эти слова, а проникся ими и старался им следовать.

Опыт работы школы в области формирования гражданственности и патриотизма через экологическое воспитание мной был представлен на I Всероссийскую конференцию «Духовно-нравственное воспитание Гражданина и патриота России в условиях реализации ФГОС». Экспертным Советом Всероссийского конкурса образовательных проектов и программ по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи «ГРАЖДАНИН и ПАТРИОТ РОССИИ-2015» МБОУ СОШ д. Нуркеево Туймазинского района Республики Башкортостан гражданина и патриота России», я же получила медаль «За вклад в воспитание «ГРАЖДАНИНА и ПАТРИОТА РОССИИ» и Диплом лауреата конкурса в номинации «Учитель – Воспитатель – Педагог ГРАЖДАНИНА И ПАТРИОТА РОССИИ».

Ф.Ситдикова. Учитель.

Мария Надина
Конспект внеурочного занятия в начальной школе «Охранять природу - значит охранять Родину»

«ОХРАНЯТЬ ПРИРОДУ –

ЗНАЧИТ ОХРАНЯТЬ РОДИНУ »

Надина М. И., учитель начальных классов

МАОУ - «СОШ№17» г. Альметьевск

Цели : учить детей любить и охранять природу ; рассказать о богатствах леса и его значении в жизни человека ; расширять кругозор детей, развивать речь, память; воспитывать любовь к природе , к Родине , к животным.

Оборудование : рисунки о природе , Красная книга Татарстана, детские книги о природе , поделки из природного материала , шишки, осенние листья.

План мероприятия.

Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о лесе - нашем зеленом друге.

Нет на земле человека, чья жизнь не была так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате : мебель, пол, окна, двери сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла, деготь, скипидар и многое другое. Более 10 тысяч различных изделий производится из древесины промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто немыслима.

Здравствуй, лес, дремучий лес, Весь в росе, как в серебре?

Полный сказок и чудес! Кто в глуши твоей таится?

Ты о чем шумишь листвою Что за зверь? Какая птица?

Ночью темной, грозовою? Все открой, не утаи :

Что там шепчешь на заре, Ты же видишь, мы свои?

Замечательный писатель и большой любитель природы М . Пришвин писал : «Мы хозяева нашей природы , и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе­ вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы, а человеку нужна Родина . И охранять природу - значит охранять Родину ».

Унас в государстве очень много сделано по охране природы : посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных Человек многим обязан природе , лесу.

Ученик :

Когда на сердце неспокойно станет,

Когда не в силах совладать собой.

Побудь в лесу на солнечной поляне,

И все печали снимет, как рукой.

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется – природа .

Давайте же всегда ее беречь!

Учитель. А теперь отгадайте загадку. Без чего человек не может жить?

Мы не можем жить без листьев. Все мы дышим кислородом, А точнее сказать ­воздухом, в котором содержится кислород. За сутки каждый из нас вдыхает 700 - 900 кубических метров кислорода. Но еще больше кислорода требуется легковому автомобилю. За 1000 километров пробега он потребляет столько кислорода, сколько хватило бы человеку на год.

Лес - наше богатство.

Лес - это зеленый наряд нашей земли. Там, где лес - всегда чистый воздух.

Лес - это дом для зверей и птиц.

Лес - это наш друг. Задерживая влагу, он помогает человеку выращивать урожай.

Лес - это кладовая, щедро отдающая свои дары : орехи, ягоды, грибы.

С ранней весны до поздней осени в лесах, в поле и даже на пыльной дороге растут лекарства и в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней.

Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.

Ученик. Родился ландыш в майский день,

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень,

Он тихо зазвенит.

И этот звон услышал луг,

И птицы, и цветы вокруг.

Учитель. При болезнях сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которое употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

Носит одуванчик желтый сарафанчик.

Подрастет, нарядится в беленькое платьице,

Пышное, воздушное.

Он заметный, золотой, постарел – и стал седой,

И, как только поседел, вместе с ветром улетел.

Учитель. Корень этого растения возбуждает аппетит. Его охотно едят и животные.

Ученик. А если случится тебе простудиться,

Привяжется кашель, подымится жар,

Придвинь себе кружку, в которой хранится,

Слегка горьковатый душистый отвар.

Знакомые с детства родные ромашки,

Как белые звезды средь розовой кашки,

В букете сияющие лепестки.

Учитель. Кроме трав есть лекарственные деревья. Например, береза. В старину о березе говорили : «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья : первое - больным на здоровье, второе - свет от тьмы да тепло от стужи, третье - дряхлым пеленанье, а четвертое - жаждущим родник).

Многовековый опыт народной медицины, исследования ученых подтверждают, что береза - одно из редчайших деревьев, древесина, кора, сок, и листья, которых содержат ценные лекарственные вещества.

А еще береза является символом Родины . Россия и береза! Эти два понятия неразделимы.

Ученик. Без березы не мыслю России­

Так светла по-славянски она,

Что, быть может, в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

Учитель. Кроме лекарственных растений есть ядовитые растения. Некоторые ­рассмотрим. (Рассматриваются открытки с ядовитыми растениями) .

Ребята, а кто знает, что такое Красная книга природы ?

Представителей природы , занесенных в эту книгу, охранять надо особенно бережно. (Рассказ о некоторых растениях и животных, занесенных в Красную книгу) .

1. Азиатский речной бобр : самый крупный грызун нашей фауны и непревзойденный лесоруб. Бобровый мех с давних пор очень дорого ценится.

2. Белый медведь : это обитатель полярных льдов и прирожденный бродяга .

3. Амурский тигр : самый северный и самый крупный тигр, превосходящий по размерам даже льва.

4. Синий кит : крупнейший среди своих собратьев и среди всех животных, когда - либо населяющих нашу землю.

5. Даурский журавль : в Красную книгу занесены пять видов журавлей из семи. Самое губительное для них - разрушение среды обитания.

1. Прострел : (сон трава) многолетнее растение. Сон трава потому, что когда смотришь на поникшие ветки, кажется, они спят.

2. Кувшинка белая : многолетнее травянистое растение семейства кувшинковых. Одно из самых красивых растений средней полосы. Сейчас кувшинка встречается все реже и реже. Берегите этот цветок.

3. Ландыш майский : многолетнее травянистое растение высотой 15 - 20 сантиметров. В переводе с латинского : ландыш - лилия дама, цветущая в мае.

4. Купальница европейская : она хороша в лесу, а не в увядающих букетах.

5. Подснежник белоснежный : маленькое растение. Цветок подснежника состоит из шести чисто - белых лепестков. О подснежниках есть стихотворение :

Выглянул подснежник

В полутьме неясной,

Маленький разведчик,

Посланный, весной.

Это лишь частичка тех растений и животных, которым требуется помощь, и если их не брать под охрану , они исчезнут навсегда.

Учитель. А какие загадки вы знаете о лесе и его обитателях?

Если знаешь лес, зверей

Назови их поскорей!

Что это за девица. В сосне дупло,

Не швея, не мастерица. В дупле – тепло,

Ничего сама не шьет, А кто в дупле

А сама в иголках круглый год. (Ель) Живет в тепле? (Белка)

Я из крошки - бочки вылез,

Корешки пустил и вырос

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок,

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

А вы знаете, что дуб живет 400 - 500 лет, а иногда и до двух тысяч лет. Часто дубы растут целой рощей. Кто скажет, как называется такая роща? (Дубрава.)

Давайте заглянем под дерево, что там такое притаилось?

Кто сидит на крепкой ножке Нет грибов дружней, чем эти -

В бурых листьях у дорожки? Знают взрослые и дети.

Встала шапка из травы - На пеньках растут в лесу,

Нет под шапкой головы. (Гриб) Как веснушки на носу. (Опята)

Вы, конечно, знаете, что кроме съедобных грибов бывают еще и ядовитые грибы. Кто может назвать их? (Дети перечисляют. Рассматриваются картинки с изображением грибов.)

Хвойный домик сложен кучей

Он без окон, без дверей,

Только вы на всякий случай,

Проходите поскорей.

В этом домике из хвои

Без окон и без ворот

Все хозяева - герои,

Самый «маленький» народ.

(Муравейник.)

Далеко мой стук

Слышится вокруг. Червякам я враг,

А деревьям друг. (Дятел.)

Летом много их бывает,

А зимой все вымирают. Прыгают, жужжат над ухом,

Как они зовутся?. (Мухи)

Непоседа пестрая

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока.)

(Рассматриваются картинки) . Из всех явлений, происходящих в жизни птиц, самое удивительное - их перелеты, совершаемые два раза в году. Когда приближается осенняя пора, многие птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. С наступлением весны они возвращаются на родину . И так из года в год, из поколения в поколение.

Вы хорошо знаете обитателей леса.

Ученик. Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

И поэтому все мы

Жить не можем без воды,

Без растений и животных,

Без красивых гор высоких,

Без лесов, полей и рек

Жить не может человек.

Учитель. Так давайте сбережем

Наш земной природный дом !

Чтоб река и ручьи не мутнели,

Рыбы резвились и птицы бы пели,

Зелень от солнца в жару бы спасала,

Каждому правила знать не мешало.

Учитель. Назовите правила поведения в природе .

· никогда не наноси вред природе ;

· не убивай зверей и птиц;

· не трогай домиков животных и их детенышей;

· не трогай птичьи яйца,

· не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок) ;

· оказывай помощь растениям и животным, попавшим в беду :

· подкармливай зверей и птиц зимой;

· в меру бери дары природы ;

· не шуми на проryлках, не пугай животных;

· не разжигай большие костры ПОМНИ! Из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу.

Бесценна российского леса краса

Зеленое золото наши леса.

Богатство лесов охраняй , карауль,

Внимательный, зоркий, зеленый патруль.

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Учитель. - А теперь давайте поиграем.

1. Определите «Чьи шишки?»

Дети подходят к столу, где разложены шишки разных деревьев (по 5 - 6 штук каждого вида) : сосны, ели, лиственницы.

2. Какому дереву принадлежат веточки? Расскажи о нем. Рассматриваются несколько веточек разных деревьев.

3. «Узнай по описанию» .

1. Это и сорняк, и лекарственное растение. Русское название происходит от древнерусского слова «коприна» - шелк. Из стеблей получают волокно для выработки тканей. В сказке «Дикие лебеди» об этом говорится. Это растение может остановить кровотечение и насытить наш организм витаминами. (Крапива) .

2. Летающее насекомое, имеющее «тигриную» окраску - желтые и черные полосы. Приносят огромную пользу человеку - вырабатывают мед, воск и т. д. Собирая с цветков нектар, опыляют растения. (Пчела) .

4. «Ответьте на вопросы» .

1. Дерево - символ нашей Родины . (Береза) .

2. Кто меняет шубу два раза в год? (Заяц, лиса, белка) .

3. Какая ягода бывает красной, черной, белой? (Смородина ) .

4. Какая птица подбрасывает свое яйцо в чужие гнезда? (Кукушка) .

5. Плоды какого дерева вкусны в подмороженном виде? (Рябины) .

6. Какое дерево ежегодно страдает больше всего по вине человека? (Ель. Из - за новогодней традиции) .

7. Какой зверек умеет летать? (Летучая мышь) .

5. «Да или нет» .

1. Ласточки и стрижи питаются насекомыми. (Да) .

2. Ляryшка - домашнее животное. (Нет) .

3. У кукушки кукует самец. (Да) .

4. Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда. (Нет) .

5. Почки на деревьях раскрываются сразу после листопада. (Нет) .

6. Число 28 есть только в феврале. (Нет) .

7. Береза, осина и тополь - лиственные деревья. (Да)

Деревья у нас растуг не только в лесу, они есть всюду : у школы , у вашего дома. Какие они большие и красивые! Но как больно бывает видеть, когда по их веткам лазят ребята.

Наверное, бывало так, что и вы бывали на деревьях.

А вы не задумывались, что им больно, ведь их ветки - это как ваши руки, а вам часто бывает больно. Им больно не меньше вашего, лишь закричать они не могут от боли. Так давайте не будем причинять им боль.

Играют горнисты,

Скликая ребят,

Зеленый, тенистый

Мы вырастим сад.

Нас много, ребята,

Пусть каждый из нас

Хоть кустик для сада

Посадит сейчас.

Пусть лучше и краше

Сама, как весна,

Становится наша

Иванова Дарья

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа

Инсарского муниципального района РМ

Информационный проект

«Охранять природу – значит охранять Родину»

Выполнила: Иванова Дарья Николаевна

Ученица 11 класса

Руководитель: Гордеева Ольга Ивановна

Учитель биологии

с. Русская Паёвка

2013 год

Введение 3

Эколого-просветительская деятельность 6

Лесохозяйственная деятельность 10

Лесозащитная деятельность 11

Природоохранная деятельность 11

2. Результаты 14

3. Выводы 14

Заключение 15

Литература 16

Введение

Дерево, трава, цветок и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Эти строки становятся для всего человечества горькой правдой. И об этом надо говорить во весь голос!

Земля – наш общий дом, нам здесь жить, пить эту воду, дышать этим воздухом. Все на этой земле должно быть нам родное: и маленький ручеек, и кудрявая березка, и жаворонок в голубом зените. А вокруг столько жестокости, равнодушия к природе. Леса, реки, луга оказываются на краю гибели. И задача подрастающего поколения – предотвратить это.

2013 год объявлен президентом страны В.В. Путиным Годом Охраны окружающей среды.

Актуальность.

В наше время актуальность темы охраны природы ясна каждому здравомыслящему человеку. Но сегодня примечательно и то, что почти сто лет назад, в числе функций государства выделяли в первую очередь экологическую и только потом финансовую, то есть проблема охраны окружающей среды была актуальна и в те далекие от нас годы, хотя в то время не было ни Чернобыля, ни трагедии Арала, ни больных сельскохозяйственных земель, ни проблемы чистой воды, воздуха. Получается, что люди, жившие в прошлые века, уже видели и понимали проблему защиты окружающей среды и показывали пути её решения.

В настоящее время, в век глобальных экологических проблем, мы жители планеты Земля, осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. Но при этом часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин и многое другое. При этом меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.

Природа – наше богатство: сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Михаила Пришвина: «Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, горах, степях живут разные ценные животные – будем охранять леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Практическая значимость.

Известный писатель М. М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки - я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы - я не поверю и воздуху. Лес без зверей - не лес...".

В прошлые века, когда численность землян была невелика, а промышленность развита слабо, человек редко задумывался о последствиях грубого вмешательства в природу. И постепенно, с развитием научно-технического прогресса, наступление на природу привело к истощению почв, обмелению рек и озер, гибели растительности, образованию пустынь. За последние годы резко ухудшилась экологическая обстановка, исчезают и становятся редкими многие виды растений и животных, теряю свою ценность многие уголки природы. Многих людей стало тревожить ухудшение экологической обстановки на земле. И тогда стали создавать в мире целые территории, на которых стали охранять целые природные компоненты, в том числе и у нас в России. В 1916 году 11 января в истории российского государства был учрежден первый Баргузинский заповедник. В настоящее время в России насчитывается уже 100 заповедников, 35 национальных парков и 68 заказников.

Почти миллион лет живет человечество на планете Земля, но люди в настоящее время, мало задумываются о том, что все богатства земли не вечны, что они нуждаются в защите, пополнении и бережном обращении.

Цель: Все что нас окружает, мы должны научиться любить, беречь и охранять.

Задачи:

  • Научиться собирать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее к практической, исследовательской работе.
  • Изучить правила поведения на природе и меры по охране природы;
  • Научиться, правильно, оценивать ситуации в окружающей среде, принимать правильные решения и активно участвовать в охране природы.

Гипотеза – « Я считаю, что все люди, могут оказать посильную помощь, в деле охраны природы»

Методы:

  • формулировка цели и задач проекта;
  • выдвижение гипотезы и ее решение;
  • систематизация и анализ практической деятельности школьного лесничества «Березка».

Описание проекта

Тип проекта – учебно-практический, коллективный, долгосрочный.

Исполнители - коллектив школьного лесничества «Березка».

Характер проекта - информационный.

Доминирующая деятельность в проекте - учебно-практическая, творческая и поисковая.

Этапы проекта

1. Подготовительный этап.

Собрать информацию из научной литературы и периодической печати о проблемах загрязнения окружающей среды человеком. Использовать ее в практической, исследовательской работе.

2. Организационно-теоретический. Практический.

Формулировка цели и задач проекта, выдвижение гипотезы и ее решение, систематизация и анализ практической деятельности школьного лесничества «Березка».

Вопросы, направляющие проект.

Основополагающий вопрос «Кто, если не мы, будем беречь природу?

Проблемные вопросы:

2. Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?

4. Чем я могу помочь природе?

Сохранять нашу природу, творить добрые дела, помогать живой природе я стараюсь вместе с коллективом школьного лесничество «Березка».

Краткая история школьного лесничества «Березка»

Днем рождения школьного лесничество «Березка» Русско-Паёвской средней общеобразовательной школы мы считаем день 8 февраля 2012 года. В этот день подписан приказ за № 6 «Об организации школьного лесничества» руководствуясь договором МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа» с министерством природопользования Республики Мордовия от 22 декабря 2011 года в целях экологического воспитания учащихся школы, формирования бережного отношения к природным ресурсам родного края. На школьной линейке учащихся школы получили информацию о создании школьного лесничества. В школе прошел конкурс на утверждение эмблемы, девиза, гимна школьного лесничества. 16 учащихся школы добровольно написали заявление о вступлении в его ряды. В феврале провели общее собрание, на котором, учащиеся были приняты в члены школьного лесничества. Выбрали Совет ШЛ, разработали устав, положение, план о дальнейший работы лесничества. Учащиеся единогласно проголосовали за название лесничества - «Березка». Ведь, именно, аллея из 25 берез, встречает каждого ученика у ворот школы. Это живописный уголок дарит всегда детям и взрослым много радости и необыкновенную красоту в любое время года, а также это живой уголок для фенологических наблюдений.

Краткая характеристика школьного лесничества «Березка»

Школьное лесничество «Березка» Русско-Паёвской средней общеобразовательной школы образовалось в феврале 2012 году.

В 2012 году было разработано нормативно-правовая база: Соглашение о сотрудничестве между МБОУ «Русско-Паёвская средняя общеобразовательная школа» и ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество», приказ, положение и устав о школьном лесничестве, определены основные формы направления работы, символика. Все это позволило перевести деятельность школьного лесничества на «законную работу».

За школьным лесничеством «Березка» закреплена территория лесного участка: квартал №80, выдела с 5 по 20, площадью 39 га Инсарского участка Ковылкинского межлесхоза Инсарского района. Лес расположен в 6 километрах на юг от школы, и учащиеся имеют возможность регулярно выезжать на велосипедах или на школьном автобусе для проведения лесохозяйственных и природоохранных работ. В первые дни работы школьного лесничества «Березка» была утверждена символика школьного лесничества. В настоящий момент школьное лесничество имеет эмблему, гимн, клятву, устав, положение о ШЛ, план работы, а также форму с логотипами школьного лесничества. Форма предоставлена ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество».

Девиз: Во имя жизни, красоты, гармонии, любви.

Нормативная база

Соглашение МБОУ «Русско-Паёвская СОШ» с ГКУ РМ «Ковылкинское территориальное лесничество»

Приказ директора о создании школьного лесничества

Положение о школьном лесничестве

Устав школьного лесничества

2.Можно ли выжить в современном обществе без экологических знаний?

Ни для кого не секрет, что наш мир стоит на пороге экологической катастрофы. Состояние природы начинает угрожать существованию самого человека. За нарушение законов биосферы человек уже расплачивается своим здоровьем. Но самое страшное, что за это придётся платить и будущим поколениям. Единственное спасение - в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам, отказаться от потребительского отношения к Земле и её богатствам. Единственное спасение - в экологической культуре. А важнейший признак экологической культуры - знание и выполнение экологических законов. К сожалению, многие не знают этих законов и загрязняют Землю, нарушают хрупкое экологическое равновесие в природе.

Эколого-просветительская деятельность

Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов. А между тем этих законов всего четыре. Их так легко запомнить! Итак, четыре закона экологии. Их сформулировал американский учёный Барри Коммонер. Эти законы мы стараемся, выполнять и эти законы знает каждый член школьного лесничества.

Первый закон: «Всё связано со всем». Один рыбак на всю жизнь запомнил урок экологической культуры, который дал ему старый эвен - житель колымской тайги. Они ловили рыбу на берегу реки, но в тайге были тучи комаров. «Эх, нашёлся бы учёный, который бы истребил всю эту «нечисть»!» - в сердцах воскликнул рыбак. Эвен, который сидел рядом, не говоря ни слова, взял только что пойманного хариуса и разрезал ножом его толстое брюшко. Желудок рыбы был наполнен... комарами. Если уничтожить комаров, то исчезнет и рыба, которая ими питается. А если исчезнет рыба, будут голодать люди. В природе всё находится в равновесии, всё связано. Природа очень разумна. Она сама регулирует количество всех живых организмов.

Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.

Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберет у нас другими путями. Уничтожили воробьев - вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц - исчезли куропатки. За всё приходится платить.

Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.

Чтобы донести знания и выполнение законов природы до учащихся школы, их родителей, жителей села, мы изучаем литературу, вооружившись знаниями, проводим экологические занятия в младших и средних классах, организовываем природоохранные акции в своем селе, пропагандируя идеи охраны природы через выступления своих мероприятий. Главная тема – природоохранная и всегда остается основная идея: охрана природы – долг каждого.

За короткий период существования у нашего школьного лесничества «Березка» уже сложились свои традиции. Это праздник осени, птиц, викторины, конкурс рисунков, экскурсии и познавательные походы, ежемесячные советы лесоводов. Ребятами начата и исследовательская деятельность с последующей разработкой и защитой проектов.

Лесохозяйственная деятельность

К сожалению, сегодня мало кто помнит, что лес – зеленое золото нашей страны. Всё, что составляет сегодня лес, сейчас как никогда нуждается в защите.

Лесохозяйственная деятельность школьного лесничества в этом году была минимальной, из-за большого количества змей на данной территории леса. Учащимися школьного лесничества «Березка» проведен только уход за лесом, на площади 1 га леса. Территория леса убрана от сушняка и мусора. Руками школьников высаживались деревца и кустарники для озеленения улиц родного села, пришкольного участка.

Сбор семян лиственных пород происходил следующим образом: узнав о сборе семян березы, учащиеся разделились на три группы. Первая группа осуществила сбор семян в селе Русская Паевка. Место сбора семян: лесопосадки и березы, растущие около домов. Ответственная Королева Виктория. Вторая группа деревня Кульмеж. Ответственная Иноземцева Алина. Третья – село Ямщина. Ответственная Сухарькова Татьяна. Дособирали семена березы у школьной аллели берез.

Акция «Чистый лес»

Мы провели уход закрепленной территории леса и биотехнические мероприятия, направленные на привлечение и охрану птиц. Отрадно отметить, что мусора в лесу, стало меньше. Самым распространенным мусором в лесу, который порой оставляют после себя многочисленные отдыхающие в ходе нашего исследования были: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки. Хуже дело обстоит с лесопосадками, где мусора гораздо больше: пищевые отходы, различное тряпье, встречается металлический лом. Это можно объяснить полным безразличием некоторых людей к природе. Лечить это «безразличие» планируем в новом году разъяснительной работой о вреде мусора среди населения. Мусор, который нашли в лесу, закапали в ямы: пластмассовые бутылки, полиэтиленовые мешки и консервные банки.

Лесозащитная «Зеленый патруль»

Экологически чистые районы нашего леса служат источником лекарственного сырья, а повальное увлечение людей лечением всевозможных заболеваний дикорастущими лекарственными растениями приведет к тому, что многие из них будут просто уничтожены. Вырываются душица, зверобой и многие другие лекарственные растения, ломаются ветки цветущей липы. Исчезновение растений пагубным образом скажется и на животном мире, так как растения стоят в самом начале цепи питания, а душица в нашей местности уже становится редким видом. Необходимо направить все усилия на сохранение природного богатства нашего края. Мы ведем просветительскую работу среди подрастающего поколения и местного населения, с целью сохранения биогеоценозов нашей местности и эту большую работу по охране лесных культур провел «Зеленый патруль»- верный защитник растений, часовой леса, спас не одно растение.

Природоохранная деятельность.

В работе школьного лесничества «Березка» предусмотрена природоохранная деятельность юных любителей леса. Они пропагандируют определенные правила поведения в лесу, организуют повсеместное изучение природы, лесного сообщества, что воспитывает у каждого школьника чувство ответственности - постоять за нее.

Операция «Муравейник»

Ранней весной проводилась операция «Муравейник», в рамках которой мы выявляем муравейники на закрепленной нами территории участка леса. Выполняемые ребятами исследования носили преимущественно поисковый и учебный характер. Операция проводилась со специалистом Тюриной Г.В.

В этом году мы обнаружили 5 муравейников. Все муравейники оказались великанами, высота составила более 70 см. Но самое главное, что мы провели ограждение 2 муравейников, для сохранения от разрушения лесными зверями и человеком.

Бежит живой ручеёк, несет на себе листья, насекомых, хвою. И все это наши рыжие лесные муравьи, лесные санитары, трудяги. Трудятся из дня в день, строят свои терема. Но вот беда, слишком часто разрывают муравейники лесные звери. Тогда на помощь лесным муравьям приходят школьники, они огораживают муравейники, защищают их от разорения.

Акция «Наши зимующие птицы»

Зима самое суровое время для птиц, так как доступной для них пищи становится все меньше, а значит, почти все пернатые в суровое время года голодают, а некоторые из них даже погибают от голода.

Добрая традиция нашей школы - проведение акции «Наши зимующие птицы». Мы каждый год мастерим кормушки, развешиваем их и с удовольствием помогаем птицам.

В нашей школе работа состоит из трех этапов. Первый этап - акция «Птичья кладовая». Нами были собраны ягоды рябины, семена различных растений, семена арбуза, тыквы для подкормки птиц в зимний период. Дети приносят из дома кусочки несоленого сала – лакомство для синичек, нежареные семечки, пшено, семена подсолнечника.

Второй этап акция «Кормушка» - изготовление кормушек и регулярная подкормка птиц зимой. На территории школы подкормка птиц осуществляется на 10 кормушках по графику, составленным активом ШЛ «Березка», начиная с начальных классов, заканчивая 11. Частыми посетителями кормушек были воробьи и синицы. Прилетали к школьным березам и снегири, были замечены и свиристели. Ребята вели наблюдение за прилетающими пернатыми и фотографировали их.

В марте проводится заключительный этап - акция «Скворечник». Школьники изготовляют и развешивают искусственные гнездовья для птиц. Всего нами было развешено 21 домик и 3 синичника. Вывод: учащиеся нашей школы, активно участвуя в акциях, спасла не одну стаю лесных обитателей.

Акция «Чистый родник»

Работа по изучению и сохранению родников данной местности в настоящее время актуальна. Рациональное использование вод – одна из наиболее важных современных проблем охраны природы для всего человечества.

Ребята из школьного лесничества «Березка» в этом году изучили историю появления родника на территории села Засечная Слобода, совершили экскурсию, с целью ознакомления местонахождения родника, изучения ее вкусовых качеств. Также очистили родники, находящиеся на территории села Русская Паёвка. В ходе экскурсии, работы ребята получили знания об очистки вод, заряд энергии в общении с природой.

4. Чем я могу помочь природе? Учебно-исследовательская работа

Королев Артем провел исследования по изучению животного мира близлежащих лесных массивов. Цель исследования: изучить особенности животного мира нашего края. На исследуемой территории леса, Артем обнаружил следы кабана, лисы, зайца, барсука и его нору, популяцию рябчиков. Также он занимался фотографированием леса, лесных пейзажей.

Таказина Татьяна изучала продукт жизнедеятельности пчел – мед. Таня провела много опытов по изучению качества меда. Ее исследовательская работа называлась – «На пасеке у дедушки».

Зарубина Ирина в своих стихах воспевала красоту родной природы, своей малой Родины. В исследовательской работе «Челмодеевскому Майдану, посвящается» в номинации «Проба пера» Ирина представила стихи собственного сочинения.

Учащиеся нашей школы активные участники районного и республиканского конкурса - «Защитим лес», Всероссийского конкурса - «ЧИП», школьных и районных олимпиадах по биологии и экологии.

Результат проекта : Больших проблем в деле охраны природы, нам учащимся, пока не решить, но мы смогли: посадить деревья, ухаживать за лесом, мастерить кормушки и подкармливать птиц зимой, изготовить искусственные гнездования для птиц – скворечники, взять под охрану муравейник, полянку, лекарственные травы. Все это мы сделали от чистого сердца во имя сохранения нашей Родины. Учащиеся школы имеют представления о природоохранной работе, о способах защиты окружающей среды, учатся бережно относиться к природной среде, соблюдают чистоту на улицах наших сел и городов, и в естественных природных условиях.

Работа наша школьного лесничества «Березка» отмечена грамотой министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования республики Мордовия, в республиканском конкурсе школьных лесничеств, который прошел 25 марта в городе Саранске и подарком – электронной книгой.

Вывод: Мой проект представил вашему вниманию конкретные дела, в деле охраны природы. Каждый шаг по сохранению природы – это наш показатель любви к Родине. И такие шаги под силу всем людям. Это могут быть самые разные поступки: сохранить луговой цветок, уберечь лес от пожара, не разорять птичьих гнезд, правильно собирать грибы и лекарственные травы, просто не бросать мусор, где попало, тем самым мы сохраним и сбережем нашу природу, а значит и Родину.

И гипотеза в ходе проекта подтверждается: каждый человек может внести посильную помощь в деле сохранения природы и Родины.

Мой проект – это тот голос, который призывает вас всех в необходимости с детства создавать вокруг себя благоприятное жизненное пространство, научится сажать деревья, цветы, соблюдать правила поведения в природе, одним словом, понимать и любить окружающий мир, а значит охранять природу родного края – Родину.

Что нужно сделать, чтобы охранять природу? Наши рекомендации.

1. Изучать и соблюдать экологические законы. Соблюдать и выполнять правила поведения в природе.

2. Привлечь внимание жителей села к проблемам экологии.

3. Проводить экологические акции, создавать экологические тропы.

4. Проводить мероприятия, прививающие бережное отношение к природе.

5. Создавать и организовать работу школьного лесничества.

6. Озеленять территории: сажать деревья, кустарники, цветы.

7. Помогать зимующим птицам и встречать перелетных птиц.

8. Совершать походы и экскурсии в живую природу.

9. Беречь лес и соблюдать правила поведения в лесу.

10. Проводить праздники экологической направленности.

11. Все что нас окружает, научиться любить, беречь и охранять.

Заключение:

В дальнейшем мы продолжим работу школьного лесничества, тем самым внесем посильный вклад в дело охраны природы.

Так давайте же будем, беречь и любить нашу природу, приумножая ее природные богатства, повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другого, нам, и не дано.

Наверное, Бог наш художником был,

Раз столько красот на планете.

Он создал для нас миллионы чудес

И мы за все это в ответе!!!..

Литература:

  1. В гостях у природы. Е.И. Леманская. г. Мытище. АО «Принт-экспесс».
  2. Книга для чтения по охране природы. Захлебный М. Просвещение, 1986г.
  3. Организация научно-исследовательской деятельности на уроках. М: Школьная пресса. 2003 г.
  4. Ресурсы Интернета.

Охранять природу - значит охранять Родину

План

1. Человек - хозяин и защитник природы.

2. Сохраним и сбережем богатства Родины:

а) угроза растительному и животному миру;

б) экологическая обстановка.

3. Отношение к природе - один из показателей культуры человека.

Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Родина и природа - это понятия, которые неотделимы друг от друга. Символично то, что у этих слов один корень. Для многих из нас понятие Родины связано с домом, с родными, с речкой, где прошло детство. Мамины руки, игрушки, сказки, улица, трава, лес, облака в небе и многое-многое другое - это наше первое представление о Родине, о сложном огромном мире. Мы - хозяева всего живого, прекрасного, что украшает нашу жизнь. Но если мы хозяева, то должны быть и защитниками, потому что нельзя только владеть, не платя за добро добром.

Велика наша Родина и богата. Необъятны ее богатства, но они не бесконечны. Их надо уметь беречь. Настала пора всем людям позаботиться о сохранении природы и восстановлении того, что использовано или загублено. Растительный мир нашей страны разнообразен, но в настоящее время растения подвергаются воздействию различных вредных факторов. В результате появляется угроза для жизни растений. Ученые подсчитали, что ежедневно на планете исчезает по одному виду животных и каждую неделю - по одному виду растений. Бездумно спиленный тополь, огромный букет цветов, принесенных из лесу - все это наносит удар по природным запасам, которые не безграничны.

Каждого из нас не может не тревожить тот факт, что экологическая обстановка в последние годы резко ухудшилась. И хотя мы не все знаем, не во всех тонкостях экологического кризиса разобрались, видим, чувствуем и ощущаем: пришла беда.

Сейчас часто говорят и пишут о фактах преступного загрязнения окружающей среды, обострении экологической ситуации в промышленных центрах. Особую опасность представляет загрязнение воды. Ряд продуктов питания тоже не безопасен для нашего здоровья. Газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают различные заболевания людей и гибель растений.

Отношение к природе - один из показателей культуры, воспитанности человека. Каждый обязан заботиться о природе и окружающей среде. Человек и природа связаны друг с другом. Разумное участие человека в жизни природы полезно как человеку, так и природе. Мы должны помнить, что чистые реки и богатые леса, звери и птицы, плодородная почва и чистая вода нужна не только нам, живущим в XXI веке.

Наша задача - сберечь богатства природы для будущего. Потребительского, бездумного отношения к природе не простят нам будущие потомки. Каждый должен задуматься о том, что природу можно спасти только тогда, когда осознаем простую истину: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

Сочинение

1. Человек – хозяин и защитник природы.

2. Сохраним и сбережем богатства Родины:

А) угроза растительному и животному миру;

Б) экологическая обстановка.

3. Отношение к природе – один из показателей культуры человека.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

Родина и природа – это понятия, которые неотделимы друг от друга. Символично то, что у этих слов один корень. Для многих из нас понятие Родины связано с домом, с родными, с речкой, где прошло детство. Мамины руки, игрушки, сказки, улица, трава, лес, облака в небе и многое-многое другое – это наше первое представление о Родине, о сложном огромном мире. Мы – хозяева всего живого, прекрасного, что украшает нашу жизнь. Но если мы хозяева, то должны быть и защитниками, потому что нельзя только владеть, не платя за добро добром.

Велика наша Родина и богата. Необъятны ее богатства, но они не бесконечны. Их надо уметь беречь. Настала пора всем людям позаботиться о сохранении природы и восстановлении того, что использовано или загублено. Растительный мир нашей страны разнообразен, но в настоящее время растения подвергаются воздействию различных вредных факторов. В результате появляется угроза для жизни растений. Ученые подсчитали, что ежедневно на планете исчезает по одному виду животных и каждую неделю – по одному виду растений. Бездумно спиленный тополь, огромный букет цветов, принесенных из лесу – все это наносит удар по природным запасам, которые не безграничны.

Каждого из нас не может не тревожить тот факт, что экологическая обстановка в последние годы резко ухудшилась. И хотя мы не все знаем, не во всех тонкостях экологического кризиса разобрались, видим, чувствуем и ощущаем: пришла беда.

Сейчас часто говорят и пишут о фактах преступного загрязнения окружающей среды, обострении экологической ситуации в промышленных центрах. Особую опасность представляет загрязнение воды. Ряд продуктов питания тоже не безопасен для нашего здоровья. Газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают различные заболевания людей и гибель растений.

Отношение к природе – один из показателей культуры, воспитанности человека. Каждый обязан заботиться о природе и окружающей среде. Человек и природа связаны друг с другом. Разумное участие человека в жизни природы полезно как человеку, так и природе. Мы должны помнить, что чистые реки и богатые леса, звери и птицы, плодородная почва и чистая вода нужна не только нам, живущим в XXI веке.

Наша задача – сберечь богатства природы для будущего. Потребительского, бездумного отношения к природе не простят нам будущие потомки. Каждый должен задуматься о том, что природу можно спасти только тогда, когда осознаем простую истину: нанося вред окружающей среде, мы тем самым вредим самим себе.

jardam1.ru - Государство и человек