Моральные ценности и их роль в современном обществе. Нравственные ценности Новые моральные ценности

Духовный мир молодого поколения имеет свои моральные составляющие: смысл жизни, нравственная позиция и духовные ценности. В свое время Л.Н.Толстой обращал внимание молодёжи на то, что дар жизни и её смысл состоят в том, чтобы «любить других», а не только себя. Смысл жизни не является врождённым. Человек должен его найти в процессе собственной жизни. Если человеку удаётся это сделать, то он будет жив смыслом, идеей, словом. Это и есть основа человеческого бытия. Потеря духовности - одна из важных проблем сегодняшнего дня Молодое поколение безропотно погружается в состояние духовной пустоты. Сегодняшний старшеклассник уже совершенно не понимает поэзию Державина, литературовед говорит, что она «тяжеловесна» и не соответствует духу нынешнего времени и поэтому неинтересна, а учитель-филолог соглашается с этим и навязывает школьникам мнимую «общемировую» культуру, пренебрегая глубиной и своеобразием отечественной словесности. В результате выходит, что ко многим молодым людям рано приходит прагматизм, рационализм, скучная деловитость. Социологические опросы показывают, что цель и смысл жизни молодого человека - стать богатым, иметь дом и роскошную машину, завести выгодные знакомства. А если система ценностей у него смещена в область эгоистически-спекулятивных интересов, то это приводит к духовной нищете. Ч. Дарвин утверждал, что «именно духовность отличает человека от животного». Духовность характеризует.две фундаментальные и взаимосвязанные потребности человека - индивидуальную потребность познания и социальную потребность жить «для других». Духовность возвышает человека над материальной жизнью, помогает ему жить полнокровной интеллектуально-эмоциональной жизнью. Суть современной точки зрения на развитие человека - акцентировать внимание на его созидательной стороне, на возможностях совершенствовать мир. Важнейшее требование жизни - перевести энергию молодёжи в позитив с тем, чтобы деятельностно-интеллектуальный потенциал был рационально использован во благо общества и приносил социальные плоды. Поэтому важно приумножить усилия для воспитания у молодого поколения таких важных человеческих качеств, как гражданское достоинство и гордость за свою страну. Между тем, в нашем обществе процветает безверие, забытой оказалась важнейшая ценность - чувство любви к Родине. О патриотических чувствах россиян теперь часто говорится с иронией, что тлетворно влияет на духовно-нравственное здоровье молодого поколения, его миропонимание, социальное поведение. Столь же необходима молодому поколению высокая нравственность . Поэтому сфера человеческих отношений постоянно требует, чтобы на первое место в жизнедеятельности были выдвинуты нравственность, культура, гуманистические идеалы. Духовно-нравственному здоровью молодого поколения угрожает нехватка культуры чувств. У молодых людей отсутствуют теплота и человечность, способные передаваться другим, и это лишает их морального стержня, приводит к моральному падению. Поэтому надо, чтобы в реальной жизни действовал закон сближения сердец, так как для молодого поколения особое звучание приобретает чувство любви. И хотя любовь, при всей интимности - чувство всечеловеческое, не всякий способен на возвышенную любовь. Очень многие лишены этого дара, а иные даже не представляют его ценность.

Ко всему сказанному можно добавить, что молодёжь оказалась обездоленной в культурном отношении. Свою негативную роль сыграли суррогаты массовой культуры, пропагандируемые СМИ. Их тлетворное влияние разрушает в сознании молодёжи моральные идеалы, различия между добром и злом, преступлением и подвигом. Суета нынешней безответственной постмодернистской культуры достигла невероятного размаха. Сознание современника буквально разорвано между мнимыми ценностями, которые направлены на искажение и упрощение нашей самобытности. Некоторые молодые люди пренебрегают своим историческим прошлым, традициями родного края, обычаями своего народа, историей своей семьи. В таком случае их будущее будет убого. Поэтому каждого молодого человека надо убедить в том, что, если он сохранит себя как верного читателя Пушкина и Толстого, Достоевского и Чехова, а не краткого изложения их произведений, если он с детства будет внимать звукам народной музыки и колокольному звону, то он будет причастен к отечественной культуре. Есть необходимые и обязательные для каждого вещи: знать, кем был его прадед, за что сражался дед, как обаятельна, умна и талантлива в юности была его бабушка, с каким достоинством прошла по нелёгкой своей жизни его мать, каков был отец... Очень тревожно, когда молодое поколение впитывает отрицательный настрой к культуре. Это приводит к тому, что утверждается культ потребительства, и молодого потребителя переполняет презрение ко всему, что не приносит прибыль. Так традиционные ценности, составляющие гордость России, искажаются, превращаются в свою противоположность: этика трудолюбия вырождается в вульгарный кодекс добывания денег; героизм - в поклонение эстрадным кумирам; гражданское участие в общественной жизни - в уличное митинговое действо; спорт - в коммерческое зрелище. В сознание молодого поколения вносится убеждение, что жизнь - это приспособление не только биологическое, но и социальное. Печально, что больше половины молодых людей смогли бы переступить через моральные принципы, чтобы добиться успеха в жизни. Однако надо сказать, что в отечественной культуре сохраняется довольно высокий уровень отрицания пошлости, этого серьёзного заболевания, опасного для нравственного здоровья личности. Путь нашего народа говорит о том, что душа русского человека, не отвергая реальности земной, всегда неустанно тянулась к реальности иной - вечной и благой. Это и есть наша почва, наша традиция. Древние говорили: «Нужно, чтобы наши дети умели не только хорошо танцевать, но чтобы они танцевали хорошее». Вот почему для нас особое стратегическое значение имеет работа по сохранению и защите традиции. Духовный смысл культуры в том и состоит - не дать мелкому и злобному овладеть умом и сердцем человека, привести его в состояние беспамятства и бессмыслицы. Молодое поколение необходимо научить серьёзной и осмысленной ориентации, нравственному выбору позиции, разъяснять ему, «что такое хорошо и что такое плохо». Необходим закон, обеспечивающий духовную безопасность подрастающего поколения. Особую роль в его воспитании должна играть отечественная культура, все сферы образования и просвещения.

В системе мировосприятия большинства современных людей подобное представление о религии отсутствует. Это связано, в первую очередь, с тем, что современная культура во многом утратила традиционный характер, стала секулярной, вне- и даже антирелигиозной. На протяжении XX века процесс секуляризации шел особенно интенсивно: влияние религии, наличие традиционных элементов в различных сферах современной культуры сведены к минимуму, либо уничтожены вовсе.Для современного человека религия перестала быть значимой частью внутреннего духовного опыта, основой мировосприятия. В сознании и жизни большинства наших современников она вытеснена в сферу внешних элементов архаичной, в лучшем случае традиционной, социальной культуры. В личном отношении, с религией порой связаны лишь смутные представления или воспоминания. Один из русских церковных писателей XX века так говорил об этом: "За религию у нас часто принимают неопределенную смесь из детских воспоминаний, сентиментальных чувств, испытываемых иногда в церкви, крашеных яиц и кулича на Пасху" . С болью верующего сердца завершает этот писатель свои размышления вопросом: "Как же дать современным людям хотя бы почувствовать крестный путь грешной нашей души к Богу?"Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные (для русской культуры, несомненно, православные) представления о человеке и смысле жизни.В связи с этим, в современной культуре изменяется традиционное понимание "нравственности" как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством человека, долгом, честью, чистой совестью гражданина .Для России это означает утрату преемственности в духовно-нравственной культуре, идеологии, так как традиционный русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь. Другой религиозно-нравственной, идеологической, мировоззренческой альтернативы у России нет. Ведь подлинное величие России в мире, ее признанный всеми вклад в мировую науку, культуру стали возможны только на основе традиционной духовной культуры, идеологии; кстати, их элементы применялись и в советский период. Утрата былого величия России на рубеже XX и XXI веков - ничто иное, как следствие отказа от русской идеологии, Православной веры, традиционных ценностей и идеалов Российского государства. Ясно видно, что для России любые попытки двигаться в нетрадиционном направлении чреваты морально-этической деградацией общества, демонизацией русской действительности, полным параличом духовных сил народа. Главным же средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания. Под "духовно-нравственным воспитанием" понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

  • - нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
  • - нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
  • - нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
  • - нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку (по сравнению с западным культурным человеком) возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем.Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. моральный нравственный воспитание молодежь

Подводя итоги сказанного, можно сказать, создание системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи необходимо для духовного возрождения России, возвращения поколению XXI века православной веры, свободы, семьи, родины, которые в бесплодном сомнении и заблуждении пытается отвергнуть современный мир.

Современные моральные ценности являются важнейшей частью жизнедеятельности людей. Так было не всегда. На первобытном уровне, когда не было науки, мало внимания уделялось и морали.

Как было в ранние времена

Средневековье пропагандировало те моральные ценности, что тесно соприкасались с религией, которая в то время занимала господствующее положение. Божественному откровению и догмам уделялось повышенное внимание, изучалось Священное писание. К науке относились с опаской, с авторами работ поступали не самым лучшим образом, отправляли на костер. У инквизиции были весьма специфические нормы морали.

Виды ценностей

Не так-то легко классифицировать все многообразие представлений о правильном поведении. Высшие моральные ценности рассматриваются под разными углами обозрения в зависимости от той обстановки, в которой они зарождались и существовали.

Классифицируя приоритеты, обычно опираются на сферу жизни общества, носителей тех или иных воззрений, механизм, по которому они выстраивают иерархию важных для них сфер жизнедеятельности. Три основные группы, в которые входят первостепенные для людей вещи – это аспекты духовного и материального мира, а также социально-политическая среда.

Чему люди придают ценность

Моральные ценности относятся к субъективной (духовной) сфере. Подразумеваются рекомендательные и оценочные, нормативные представления, которые должны нормализовать способы выражения человека на фоне природы и социума. Можно верить в правдивые и ложные идеи.

В сущности, та или иная ценность важна настолько, насколько ей придают значение. У всякой нормы морали есть своя функция и цель ее создания. Как правило, это регулирование отношений между людьми.

Важнейшее значение играет культура. Ею объединены духовные, материальные, политические и социальные аспекты. Заостряя внимание на тех или иных вещах, морально-нравственные ценности демонстрируют, как, идя верным путем, можно достигнуть собственных целей, реализовать потребности и творческий потенциал. Таким образом, раскрываются дарования индивида.

Нить во времени

Также стоит отметить, что воззрения могут быть индивидуальными, коллективными, групповыми, общечеловеческими, общенародными. Личные моральные ценности – это то, насколько значим предмет, идея или явление в глазах определенного человека. Здесь все зависит от уровня знаний, вкусов, привычек, склонностей, прочих особенностей личности.

Каждый индивид придает этому аспекту своей жизни большое значение, но и во многом опирается на мнение общества. Следовательно, на принятые группой людей ценности, которые он принимает и разделяет. Для того чтобы коллектив, организация или общество существовали гармонично, у них должно быть то важное, трепетное отношение к которому можно разделить.

Люди, у которых акценты и приоритеты расставлены схожим образом, обычно куда лучше находят общий язык. Таким образом, индивиды сплачиваются, нацеленные на схожие цели.

Единение народов

В масштабах народов и человечества, в общем смысле, тоже придается значимость тем или иным предметам. Все общество решает, что для него играет первостепенное значение. Составляется ценностно-нормативная система. Общество развивается, отдельные его члены взаимодействуют друг с другом. Если идеалы и интересы схожи, то взаимодействие плодотворное, благоприятное и результативное. У народа должна быть одна цель, приоритеты в социальной и политической жизни. Коллективно вырабатываются механизмы достижения общих задач.

Как правило, большое значение отдают социальной справедливости, гражданскому долгу, богатству духовной жизни, человеческому достоинству, материальному благополучию. В идеале людей волнует то, что происходит с миром вокруг: правильно ли используются ресурсы, разумно ли проводится политика, ведутся ли войны, в каком состоянии экономика.

Что важно и приоритетно сегодня

В современном мире общечеловеческие ценности должны иметь повышенный приоритет. Есть специальная иерархия, которая расставляет жизненные ценности по трем ступенькам. Решающим фактором является роль, играемая тем или иным аспектом в общественной жизни. Отмечаются ценности второстепенного значения. То есть без них общество могло бы выжить и функционировать.

Отдельная группа – элементы повседневной жизни духовного и материального плана. Они нужны для того, чтобы должным образом удовлетворить потребности человека самого разнообразного рода в процессе его существования. Таким образом, чтобы он имел возможность вести благополучную жизнедеятельность и непрестанно развиваться.

Третьей группой являются ценности высшего порядка. В данную категорию включаются те потребности, которые составляют фундамент отношений и оборота ресурсов в обществе.

Приоритеты высшего порядка

Высшие ценности – это то, что имеет характер, свойственный всему человечеству. Внимание здесь уделяется миру, общественному порядку, свободе, дружбе, доверию, труду, созиданию, жизни, честности, доброте, любви, родственным связям, творчеству, познанию истины, здоровью, храбрости и верности. Большое значение играет патриотизм, который является неотъемлемым условием желания людей защищать Родину, нести долг воина.

Все вышеперечисленное, как правило, становится результатом господствующих в той или иной общности традиций. Чем обширнее становится комплекс задач, которые люди решают совместно, тем выше они ценят долг и ответственность. Высокое значение сегодня играет дисциплина и умение отвечать за свои слова, поступки. Большую роль имеет труд, качественное исполнение своих обязанностей, польза, приносимая тому миру, в котором живет человек. Когда личность не привлечена к работе, она не может органично развиваться и совершенствоваться. Выполнение тех или иных задач имеет огромную социальную роль. Происходит воспитание, наделение трудящихся общим сознанием.

Ценность труда

Именно через проделанную работу человек может реализовать себя и сделать лучше. Народ цивилизован настолько, сколько он уважает и любит труд. При этом индивид должен чувствовать важность того, чем занимается, приносить пользу себе и другим людям, применяя при этом свои лучшие стороны и творчески реализуясь.

Осознание того, что твои таланты и способности применимы к окружающему миру и востребованы, делает личность гармоничной и счастливой.

Общество непрестанно меняется, а вместе с ним становятся другими и те ценности, которыми оно живет. Порой тяжело определиться с тем, что же важнее и первостепенее, приходится разрываться. Каждый человек для себя должен решить, что именно важно для него, расставить приоритеты, тогда проще будет намечать цели и осуществлять шаги к их осуществлению.

Моральный способ освоения мира характеризуется своими особыми приёмам ориентации человека. Это не только ценностно-ориентирующая деятельность, но и предписывающая (императивная). Мораль не только позволяет оценивать поведение людей с точки зрения добра и зла, но и определяет ориентиры «достойного» поступка. Тем самым ценностная ориентация выступает в качестве моральной регуляции жизнедеятельности людей. Нравственное поведение человека не обусловлено какими-либо соображениями личной выгоды, а диктуется потребностью в добре, справедливости, честности, правдивости. Потребность в добре, наряду с потребностями в красоте и истине, представляет собой по общему признанию важнейшую базовую потребность человека. В своей совокупности всё, что связано с нравственным отношением человека к миру, к окружающей среде, с моральным самосознанием личности и его нравственными потребностями, - составляют моральные ценности. Исследование проблемы происхождения морали показывает, что её истоки самым непосредственным образом связаны с природой человека. К.Лоренц, например, даже связывал природу морали с биологической природой человека. Он полагал, что формирование нравственных норм происходит в процессе естественного отбора. В ходе его осуществляется трансформация инстинктов в осознанные варианты поведения, накопление опыта условно-рефлекторного поведения. Эволюция человека, таким образом, сопровождается переходом от ситуативных способов регуляции поведения к их закреплению и осознанию в качестве норм и правил, т.е. как стереотипов поведения. Передача данных правил от поколения к поколению осуществляется посредством научения, подражания, запретов. Естественно, нельзя отрицать природно-биологических предпосылок возникновения морали, так как человек представляет собой биосоциальное существо и моральные нормы фиксируют не только правила реализации личностью своих социальных ролей. Мораль есть то, что соединяет социальное и биологическое в человеке, делает его индивидуальностью. Понимание того, что есть «добро», а что «зло» делает возможной совместную жизнь людей, в которой каждый отказывается от полного осуществления жизненных потребностей (потребление пищи, половое влечение, потребность в безопасности, стремление к значимости и к обладанию) в пользу осуществления социальных ценностей (признания прав другой личности. Справедливости, самообладания, верности, терпимости, выносливости и т.д.) Мораль, таким образом, представляет совокупность исторически сформировавшихся и унаследованных норм, принципов и ценностей, обеспечивающих совместную жизнедеятельность людей. С точки зрения этики мораль предстаёт как оценочное отношение человека к миру с позиций добра или зла, реализующееся в его поведении и практической деятельности. Неслучайно, что нравственность подчас определяют как мировоззрение, поскольку социальные характеристики поведения людей одновременно оказываются и их нравственными характеристиками. Мотивы, потребности, цели и намерения, используемые людьми средства, становятся не только предметом социальной оценки, но и нравственной. При всём стремлении доказать независимость, например, экономики или политики от морали сделать это крайне проблематично. Как сферы общественной жизни и экономика, и политика предполагают совместно организованную деятельность людей, осуществление которой строится не только по специфическим законам данных сфер, но и в соответствии с принципами нравственности – долга, порядочности, честности, ответственности. Без нравственной оценки и регуляции самые благие деяния оказываются несостоятельными, античеловеческими. Характерным для той или иной системы моральных ценностей является то, что они всегда имеют конкретно-историческое содержание. В тот или иной период истории складывается и функционирует своя, отличная от других периодов, система моральных ценностей. Сообразно времени на первый план могут выходить те или иные из моральных ценностей: долг или эгоизм, солидарность или национализм, справедливость или несправедливость, любовь или ненависть. Моральные ценности каждого общества складываются веками и выдвижение на первый план тех или иных из них осуществляется на основе фундаментальных социально-политических и культурных ценностей своего времени и народа. Они всегда выражают общую нравственную ориентированность и ценностный смысл поведения человека и поэтому имеют нормативный характер. В этом плане моральные ценности выступают в качестве регуляторов как в отношениях между личностью и обществом, так и в поведении отдельных людей. Они оказывают мотивирующее воздействие на их сознание и поведение. Характерным для моральных ценностей является также то, что они неодинаково воспринимаются людьми. Если для одной части принятые в обществе ценности самоочевидны и они склонны в своём поведении целиком полагаться на них и руководствоваться ими, то для других эти ценности неясны и недостижимы. Реальная жизнь свидетельствует, что в своей основе люди не могут жить и действовать, ориентируясь лишь только на свои индивидуальные ценности. Человеку необходимы прочные, более или менее устоявшиеся ориентиры, на которых он мог бы строить своё поведение и деятельность во всех сложных и особенно нестандартных обстоятельствах. Отсутствие такой системы ценностей означает размывание границ между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, любовью и ненавистью. На эффективность и степень восприятия человеком моральных ценностей общества, их реализацию в повседневной деятельности значительное влияние оказывают факторы объективного и субъективного порядка – отношения в обществе, семье, коллективе, уровень образованности и культуры самого индивида, характер нравственно-психологических свойств личности, жизненный опыт, искусство и другие факторы. Для складывания моральной системы ценностей человека специфично то, что разрушение личных нравственных ориентиров опережает возникновение новых. Это порождает колебания человека между различными состояниями и позициями. В поведении индивида могут одновременно проявляться и быть связанными между собой принципиальность и лёгкость суждений, доброта с жёсткостью, романтические взлёты с трезвым практицизмом. Утрата, либо деформация под влиянием каких-либо внешних обстоятельств системы моральных ценностей нередко ввергает человека в тяжелейшие душевные состояния. Периоды кризиса, переоценки ценностей, случающиеся как с отдельными людьми, так и с обществом в целом, сопровождаются большими личными и социальными драмами. Потеря или разрушение устоявшейся системы моральных ценностей означает серьёзные утраты для нравственного здоровья общества. В своей совокупности моральные ценности образуют нравственную культуру личности, которая представляет собой исторически конкретную и социально-обусловленную меру овладения человеком нравственными средствами жизнедеятельности и практического воплощения моральных ценностей в различных сферах деятельности и поведения.

Некоторые люди разделяют понятия морали и нравственности, но чащи они употребляются как синонимы. Как правило, моралью считается совокупность ценностей, а также соответствующих им форм сознания, поступков, отношений. Разберемся в этом вопросе подробнее.

Определение

Мораль можно рассматривать как внутренний регулятор поведения человека. Предполагается, что личность самостоятельно осознает свой нравственный долг. При этом она ориентируется на обобщенные принципы морали. И на чувство ответственности личности за пренебрежение ими не могут повлиять ни массовые привычки, ни авторитетные примеры. В этом случае на первый план выступает совесть. Моральные ценности человека позволяют ему формулировать свои нравственные обязательства перед близкими, обществом, самим собой, брать на себя ответственность за свое видение добра, зла, смысла жизни, чувства долга, справедливости.

То есть мораль является одним из способов регулирования поведения людей в обществе. Это система норм и принципов, которые определяют характер взаимоотношений между людьми в соответствии с тем, какие понятия о добре и зле, о справедливом и недостойном, приняты в этом обществе. Основная функция морали - регулятивная. Моральные нормы и ценности направляют и корректируют деятельность человека со стороны учета мнения общества. Вспомогательная же функция данного понятия заключается в участии в формировании человеческой личности, самосознания. Мораль способствует появлению и закреплению взглядов человека на смысл жизни, ответственности перед обществом, необходимости уважения к личности и достоинству других людей. Оценку поведению, поступкам дает нравственное сознание с точки зрения соответствия морали. Оценка может быть выражена в одобрении, порицании, симпатии.

Моральные ценности общества особенны тем, что они регулируют сознание и поведение людей во всех сферах жизни: в быту, в семье, в производственной деятельности, в межличностных отношениях. Мы сталкиваемся с ними каждый день. Моральные принципы охватывают всех людей, закрепляют основу культуры, отношений, создаваемых в процессе развития общества.

Для чего людям необходимы моральные принципы

Моральные ценности создают подходящие условия для того, чтобы построить цивилизованное общество. В этом социуме общее благо становится выше личной выгоды, полученной за счет других людей. Можно использовать моральные ценности в качестве ориентира или кодекса поведения. Они помогут оценить последствия поступков до того, как человек решит их совершить. Так, моральные принципы рекомендуют нам думать, прежде чем сказать, считаться с правами и жизнями других людей и т.д. К сожалению, далеко не каждый человек считает нужным соблюдать этот кодекс. Различия в моральных ценностях двух людей могут быть столь кардинальными, что общение может привести к конфликту.

Категории добра и зла

Наиболее общими понятиями морального сознания, разграничивающими нравственное и безнравственное, считаются категории добра и зла. Традиционно принято связывать добро с благом, которое считается полезным людям. Однако любое благо будет относительным, поскольку оно не может нести исключительно положительную функцию. К тому же блага имеют неравную ценность в разные периоды жизни человека.

Как происходит выбор моральных ценностей

Моральные ценности наиболее тесным образом связаны с тем, что беспокоит нас сильнее всего. Зависят они, в первую очередь, от воспитания и личного ощущения того, что для нас является важным. Для того чтобы соответствовать образцу нравственности, человеку необходимо соблюдать определенные условия. То есть придерживаться норм морали. Когда нормы воспринимаются человеком как необходимые и наиболее соответствующие его ценностным установкам, они становятся долгом, обязанностью. В этом случае человек соблюдает морально-нравственные ценности добровольно, из своего уважения к идеалу.

Составляющие моральных принципов

Моральные ценности и нормы выражены в моральных принципах. К ним относят трудолюбие, коллективизм, патриотизм, гуманизм, добросовестное выполнение общественного долга. Коллективизм обязует человека уметь соотносить свои личные интересы и интересы общества, учить уважительно относиться к товарищам, выстраивать с ними отношения на основе взаимопомощи и дружелюбия. Принцип патриотизма выражен в уважении и любви к своей родине, гордости за вклад народа в мировую культуру и его достижения. Принцип трудолюбия выражается в признании нравственной ценности труда как области для самореализации человека, уважении каждого значимого для общества вида труда.

Иерархия ценностей

Моральные ценности могут классифицироваться по степени их значимости для общества в целом, для разных групп людей, для отдельного человека: общечеловеческие, групповые и индивидуальные, соответственно. По способу их связи друг с другом ценности делятся на альтернативные (взаимоисключающие) и комплементарные (дополняющие друг друга). По месту расположения в иерархии отдельного внимания заслуживают высшие моральные ценности. Поговорим о них подробнее.

Высшие ценности

Основная идея современного мышления заключается в том, что большую значимость приобретает приоритет общечеловеческих ценностей перед групповыми, в первую очередь, классовыми. Наличие высших ценностей напрямую связано с выходом за рамки личной жизни индивидуума. Они являются составной частью духовных, материальных и социально-политических ценностей. Имеют, как правило, общенародное значение. Они определяют общественный порядок, представления о свободе, справедливости, праве и т.д. При изменении внешних условий ценности могут переходить из одного вида в другой. С течением времени появляются новые ценности, а какие-то из старых утрачивают былую значимость.

Жизнь, основанная на моральных ценностях

Для того, чтобы сделать себя немного лучше, психологи советуют каждый день стараться следовать принципам нравственности. Так, следует становиться чуть более внимательным, заботливым, ответственным. Полезно будет завести дневник, куда можно записывать хорошие дела, которые раньше человек по каким-то причинам не совершал, а теперь начал. Дневник будет отражать каждодневные изменения в лучшую сторону и работу человека над собой.

Основные правила, придерживаться которых рекомендуют психологи:

  • Стараться быть надежным и честным, воздерживаться от обмана, предательства, воровства. Честность подразумевает искренность как перед собой, так и перед окружающими.
  • Быть смелым. Делать то, что необходимо, даже если это чревато личными неприятностями или возможностью быть отвергнутым или непонятым.
  • Контролировать себя. Управлять своими словами, мыслями, эмоциями и поступками. Особенно находясь в состоянии стресса.
  • Быть принципиальным. Уметь отстаивать свои убеждения, подтверждать слова поступками, выполнять обещания.
jardam1.ru - Государство и человек