Иоганн Себастьян Бах. Месса си минор. Бах. Месса си минор Высокая месса баха краткое содержание

Слушать онлайн

Структура Мессы h-moll I. Kyrie 1. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. 2. Christe eleison (Христос, помилуй). Duet. 3. Kyrie eleison (Господи, помилуй). Chorus. II. Gloria 1. Gloria in excelsis Deo (Слава в Вышних Богу), Et in terra pax (И на земле мир). Chorus. 2. Laudamus te (Хвалим Тебя). Aria. 3. Gratias agimus tibi (Благодарим Тебя). Chorus. 4. Domine Deus (Господи Боже). Duet. 5. Qui tollis peccata mundi (Взявший грехи мира). Chorus. 6. Qui sedes ad dexteram Patris (Сидящий одесную Отца). Aria. 7. Quoniam tu solus sanctus (Ибо Ты Один Свят). Aria. 8. Cum Sancto Spiritu (Со Духом Святым). Chorus. III. Credo 1. Credo in unum Deum (Верую во Единого Бога). Chorus. 2. Patrem omnipotentem (Отца Вседержителя). Chorus. 3. Et in unum Dominum (И во Единого Господа). Duet. 4. Et incarnatus est (И воплотившегося). Chorus. 5. Crucifixus (Распятого). Chorus. 6. Et resurrexit (И воскресшего). Chorus. 7. Et in Spiritum Sanctum Dominum (И в Духа Святаго). Aria. 8. Confiteor unum baptisma (Исповедую едино крещение). Chorus. 9. Et exspecto resurrectionem - Чаю (воскресения мертвых). Chorus. IV. Sanctus 1. Sanctus (Свят Господь Саваоф). Chorus. 2. Osanna in excelsis (Осанна в Вышних). Double chorus. 3. Benedictus (Благословен). Aria. 4. Osanna in excelsis (da capo)- Осанна в Вышних (окончание). Chorus. V. Agnus Dei 1. Agnus Dei (Агнец Божий). Aria. 2. Dona nobis pacem (Даруй нам мир). Chorus.

Месса - цикл песнопений, отобранных католической церковью для исполнения во время дневной службы. Песнопения были строго узаконены, распевались на латинском языке и следовали в определенном порядке. Каждое песнопение получало название от первых слов молитвы: 1. «Kyrie eleison» («Господи, помилуй»), 2. «Gloria» («Слава»), 3. «Credo» («Верую»), 4. «Sanctus» («Свят»), 5. «Benedictus» («Благословен»), 6. «Agnus Dei» («Агнец божий»).

Над мессой Бах работал в течение нескольких лет - с 1733 по 1738 год. Месса си минор - одно из самых величественных творений мировой музыкальной культуры. Грандиозен замысел этого произведения, необычайно серьезна и глубока мысль в его музыкально-поэтических образах. Ни в одном из самых великолепных сочинений не достигает Бах такой мудрости философских обобщений и такой эмоциональной силы, как в мессе.

С редкой художественной, свободой Бах раздвигает установленные для католической обрядовой музыки границы и, разделив каждую из частей мессы на ряд номеров, доводит их общее количество до двадцати четырех (пятнадцать хоров, шесть арий, три дуэта).

В мессе Бах был связан религиозным текстом и традиционной формой, и все же безоговорочно причислить си-минорную мессу к произведениям церковным невозможно. Практически это подтверждается тем, что, не только при жизни Баха, но и в последующие времена си-минорная месса во время богослужения, не исполнялась. Этого не допускали большая сложность и значительность содержания, гигантские размеры и технические трудности, которые не под силу одолеть рядовому певцу и среднему церковному хору. Си-минорная месса - сочинение концертного плана, нуждающееся в профессиональном исполнительском мастерстве.

Несмотря на то, что в основе каждого музыкального номера лежит молитвенный текст, Бах не ставил своей целью детального воплощения слов молитвы. Короткие фразы, отдельно возглашаемые слова рождали в его творческом воображении целый комплекс ассоциативных представлений и художественных связей, сильных чувств и не поддающихся фиксации ощущений. Музыкой раскрывает Бах внутреннее богатство поэтических образов, беспредельность оттенков человеческих чувств. Двух слов: «Kyrie eleison» - Баху достаточно, чтобы сотворить грандиозную, пятиголосную фугу.

На протяжении всей первой части, состоящей из трех самостоятельных номеров (пятиголосный хор № 1, дуэт № 2, четырехголосный хор № 3), произносится четыре слова: «Kyrie eleison», «Christe eleison».

Для Баха месса оказалась тем жанром, который в современных ему условиях был наиболее пригоден для развития больших идей и философских углубленных образов.

Необъятным кажется в мессе мир человеческих помыслов, стремлений. С равным вдохновением запечатлевает Бах образы скорби, страдания и образы радости, ликования.

И те, и другие раскрыты во всем многообразии психологических нюансов: в трагической патетике и мрачной сосредоточенности первого и второго хоров «Kyrie eleison» (см, примеры 75, 76), в мягкой грусти «Qui tollis» («Ты, принявший на себя грехи мира») или в скорбных стенаниях «Crucifixus» (см. примеры 77, 78), в светлой печали арии «Agnus Dei» (см. пример 79); порывы радости, стремление к жизни в победных и торжественных, исполненных восторга и воодушевления хорах «Gloria», «Et ressurexit», «Sanctus» (см. пример 82) или в идиллической, пасторальной арии «Et in spiritum sanctum».









Конструктивно месса си минор представляет собой серию замкнутых отдельных номеров. В большинстве из них происходит сложное развитие одного музыкального образа, вмещающего целый комплекс чувств и помыслов. Структурная завершенность и самостоятельность каждого хора, арии или дуэта сочетается с целостностью и монолитностью всей композиции. Основной драматургический принцип мессы - контраст образов, который от раздела к разделу непрерывно углубляется. Противопоставляются не только большие части мессы, как «Kyrie eleison» и «Gloria», «Credo» и «Sanctus»; не менее резкие, подчас потрясающие контрасты наблюдаются внутри этих частей и даже внутри некоторых отдельных номеров (например, в «Gloria»).

Чем сосредоточеннее скорбь, чем большего трагизма она достигает, тем сильнее подъем и ослепительнее свет приходящего на смену эпизода. Так, например, в центре «Credo», состоящего из восьми номеров, есть несколько связанных с образом Иисуса: «Et incarnatus», «Crucifixus», «Et ressurexit». Каждый из названных номеров вполне закончен и может исполняться отдельно. Но подобно тому; как это бывает в некоторых инструментальных циклических произведениях - сонатах, симфониях, - идейный замысел, динамика художественно-поэтических образов объединяют все три номера линией внутреннего развития. В «Et incarnatus» говорится о рождении человека, который примет на себя грехи мира; в «Crucifixus» - о распятии и о смерти Иисуса; в «Et ressurexit» - о его воскрешении. Как всегда у Баха, страницы, посвященные Иисусу - страдающему человеку, самые проникновенные и эмоционально насыщенные.

Движение музыкальных образов ведет к сильнейшему нарастанию трагических элементов. Безысходная скорбь, чувство обреченности в Et incarnatus» углублены страшной картиной смерти, людского горя в «Crucifixus», Тем больше потрясает драматический эффект, который производит внезапный взрыв восторга, всеобъемлющей радости в «Et ressurexit».

В противопоставлении смерти и всепобеждающей силы жизни - скрытый смысл этого своеобразного цикла. Различные аспекты той же идеи составляют основное содержание всего произведения.

Си-минорная месса венчает творчество Баха. Именно си-минорная месса - произведение, в котором с предельной глубиной раскрылась подлинная природа баховского искусства, сложного, могучего и прекрасного.

Наряду со Страстями по Матфею , самое масштабное сочинение Баха. Дата создания - 1748 или 1749 год.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Бах не дал какого-либо специфического названия целостному произведению, в автографе первых двух частей использовал латинское слово Missa (а не немецкое Messe ). В каталоге сочинений отца, составленном К.Ф.Э. Бахом (1790), обозначена как «большая католическая месса» (нем. große catholische Messe ). Распространённый ныне заголовок «Месса h-moll» (нем. Messe in h-moll ) восходит к К.Ф. Цельтеру , который в 1811 г. включил мессу в репертуар (руководимой им) берлинской Певческой академии. В действительности только первая часть и несколько частей внутри композиции написаны в h-moll, другие же части написаны в D-dur, fis-moll, g-moll, G-dur и др. тональностях (чаще других встречается D-dur, которым и заканчивается произведение). В эпоху романтизма (начиная с 1845, в томе из первого полного собрания сочинений Баха) получил распространение заголовок «высокая месса» (нем. die Hohe Messe ), ныне практически вышедший из употребления.

    История создания и исполнения

    Причины, побудившие Баха к созданию столь грандиозной композиции, остаются неясными. Все предположения прошлых и нынешних баховедов носят гипотетический характер. Так, по Дж. Рифкину, «ни одна из прежних попыток идентифицировать конкретный повод для этого сочинения не выглядит убедительной. Более вероятно, что Бах стремился создать парадигматический образец вокальной композиции и в то же время внести свой вклад в историю музыкальной мессы, наиболее ответственного и престижного (наряду с оперой) жанра» . Тот факт, что в Мессе не используется обычный для кантатно-ораториальной музыки Баха тематизм лютеранских церковных песен (так называемого протестантского хорала), а также тот факт, что в качестве текстовой основы взят традиционный латинский ординарий (в некоторых лютеранских церквах Германии использовались латинские тексты, но никогда - полный ординарий), исключают функционирование Мессы h-moll в современном композитору протестантском обиходе; сочинение задумывалось Бахом, вероятно, как концертная, а не как церковная музыка.

    Музыку Мессы, венчающей его творческую карьеру, Бах обдумывал в течение многих лет. Так, Sanctus он написал ещё в 1724 для первого дня Рождества. Kyrie и Gloria были написаны для лютеранской мессы в . В конце 1740-х гг. прежде написанные части ординария композитор основательно переработал и отшлифовал. Автограф Мессы в окончательном виде датируют 1748 или 1749 годом.

    Баховеды убеждены, что для других частей Мессы (помимо Kyrie, Gloria и Sanctus) Бах заимствовал материал, главным образом, из своих прежних кантат и ораторий (в этом случае они говорят о «пародии»), хотя это заимствование в ряде случаев неочевидно. Например, прототип Agnus Dei в альтовой арии «Ach, bleibe doch, mein liebstes Leben» из Вознесенской оратории (BWV 11) неоспорим. В то же время, прототипом Et expecto считается хор «Jauchzet, ihr erfreuten Stimmen» из 120-й кантаты , хотя непосредственно на слух установить какую-либо связь между мистическим, насыщенным хроматизмами Et expecto (со знаменитой энгармонической модуляцией) Мессы и ликующим хором из BWV 120, написанном без каких-либо гармонических изысков, в чистой диатонике , вряд ли возможно. Для некоторых частей цикла (например, Et incarnatus est и Confiteor ) «прототипов» в прежних сочинениях Баха музыковедам найти не удалось.

    Достоверных свидетельств о прижизненном исполнении Мессы нет. В 1811 она вошла в репертуар Берлинской певческой академии благодаря усилиям её тогдашнего руководителя К. Ф. Цельтера, рассматривавшего Мессу h-moll как «величайший шедевр, который мир когда-либо видел» (das größte Kunstwerk das die Welt je gesehen hat ). Первое публичное исполнение Мессы (в два вечера) состоялось силами той же академии под руководством К. Ф. Рунгенхагена в 1835 году .

    Структура мессы

    I. Kyrie

    1. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Christe eleison - Христос, помилуй. Дуэт (soprano I,II)
    3. Kyrie eleison - Господи, помилуй. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    II. Gloria
    1. Gloria in excelsis Deo - Слава в Вышних Богу. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Et in terra pax - И на земле мир. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    3. Laudamus te - Хвалим Тебя. Ария (soprano II)
    4. Gratias agimus tibi - Благодарим Тебя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    5. Domine Deus - Господи Боже. Дуэт (soprano I, tenor)
    6. Qui tollis peccata mundi - Взявший грехи мира. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    7. Qui sedes ad dexteram Patris - Сидящий одесную Отца. Ария (alto)
    8. Quoniam tu solus sanctus - Ибо Ты Один Свят. Ария (bass)
    9. Cum Sancto Spiritu - Со Духом Святым. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    III. Credo
    1. Credo in unum Deum - Верую во единого Бога. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    2. Patrem omnipotentem - Отца Вседержителя. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass)
    3. Et in unum Dominum - И во единого Господа. Дуэт (soprano I, alto)
    4. Et incarnatus est - И воплотился. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    5. Crucifixus - Был распят. 4-голосный хор (Soprano II, Alto, Tenor, Bass)
    6. Et resurrexit - И воскрес. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    7. Et in Spiritum Sanctum - И в Духа Святаго. Ария (Bass)
    8. Confiteor - Исповедую [единое крещение]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    9. Et expecto - И чаю [воскресения мертвых]. 5-голосный хор (Soprano I, II, Alto, Tenor, Bass)
    IV. Sanctus, Hosanna, Benedictus
    1. Sanctus - Свят [Господь Саваоф]. 6-голосный хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor, Bass)
    2. Hosanna - Осанна в вышних. 8-голосный (двойной) хор (Soprano I, II, Alto I, II, Tenor I, II, Bass I, II)
    3. Benedictus - Благословен. Ария (Tenor)
    4. Hosanna (da capo) - Осанна (окончание). 8-голосный (двойной) хор
    V. Agnus Dei
    1. Agnus Dei - Агнец Божий. Ария (alto)
    2. Dona nobis pacem - Даруй нам мир. 4-голосный хор (Soprano, Alto, Tenor, Bass). Музыка повторяет «Gratias agimus tibi» из «Gloria».

    На рубеже пятидесятилетия Иоганн Себастьян Бах начинает работу над Мессой си минор.

    К этому времени он уже десять лет работает в Лейпциге руководителем городской церковной музыки и кантором церкви св. Фомы. В глазах современников он выглядит непревзойденным органистом и опытным мастером церковной кантаты. Но прочность служебного положения подтачивается организационными неурядицами с городскими и церковными властями. В июле 1733 года Бах обращается к курфюрсту Августу II Саксонскому с просьбой пожаловать ему титул композитора придворной капеллы. Речь шла именно о формальной должности: это укрепило бы позиции Баха в спорах с начальством.

    В знак признательности за будущую монаршую милость композитор приложил к прошению рукопись первых двух частей Мессы: Kyrie eleison («Господи, помилуй») и Gloria in excelsis Deo («Слава в вышних Богу»). Форма двухчастной мессы была в то время достаточно широко распространена.

    Время работы над остальными частями Мессы (Credo, Sanctus, Benedictus и Agnus Dei ) с точностью не установлено. По-видимому, Бах сочинял их по отдельности между 1738 и 1748 годами для церковных праздников, используя при этом в отдельных номерах музыку ранее написанных кантат. Такая практика в те годы тоже была достаточно распространенной. Разумеется, ему было необходимо основательно перерабатывать музыку для новых текстов. Он не предполагал исполнения Мессы в полном варианте: почти двухчасовая композиция явно не вмещалась в рамки протестантской литургии. Тем не менее, в архиве Баха рукописи всех частей сохранились в общей папке, и по пометкам видно, что композитор вносил поправки в музыку буквально до последних дней жизни.

    Первая часть состоит из трех номеров. После мощного хорового вступления развертывается гигантская фуга с самостоятельными оркестровыми голосами на слова Kyrie eleison («Господи, помилуй»). В ее теме борются два мелодических направления, восходящее и нисходящее: мольба о спасении и сознание своей обреченности. Спокойной интермедией звучит дуэт Christe eleison («Христос, помилуй»), после чего возвращается фраза «Господи, помилуй» на новой теме, упорно восходящей, монолитной и сумрачной.

    Радостным светом вспыхивает начало второй части – Gloria («Слава»). Оживленная перекличка хоровых голосов расцвечивается здесь сверкающими акцентами труб. Светлое настроение преобладает и в большинстве остальных номеров этой части. Удивительная прозрачность и грация возникают в дуэте сопрано и тенора Domine Deus («Господи Боже») с солирующей флейтой. Лишь в хоре Qui tollis peccata mundi («Грехи мира на себя взявший») мелькает тень скорби при воспоминании о самопожертвовании Христа. По традиции, часть заканчивается развернутой фугой на текст Cum Sancto Spiritu («Со Святым Духом»).

    Словно из глубины веков возникает строгая григорианская начальная тема центральной части Мессы – Credo («Верую»). В этой части девять номеров. Средоточием ее звучит последовательность трех хоров: Et incarnatus, Crucifixus и Et resurrexit . Это своего рода сжатое конспективное изложение жизни Христа («…И воплотился от Духа Святого и Девы Марии – И распят был ради нас при Понтии Пилате, и страдал, и погребен – И воскрес на третий день по Писанию»). В музыке – движение от просветленного нисхождения Святого Духа с небес на землю через трагедию распятия и ухода в непроглядный мрак могилы к ярчайшему ликованию Воскресения. Это эмоциональный центр всей Мессы, смысловой центр Символа веры.

    Первый хор четвертой части, Sanctus («Свят») – самый монументальный номер всей Мессы. Бах показывает себя здесь мастером звуковой символики: за триольным движением трехголосных хоровых аккордов в сопровождении тройного состава духовых скрыт образ Святой Троицы.Символикой отмечен и следующий номер,Osanna («Слава»): Бах делит хоровой состав на две группы, которые перекликаются, как перекликаются серафимы в тексте Пророчества Исайи. Две сольных арии, спокойно-сосредоточенная Benedictus («Благословен») и сдержанная в своей печальной экспрессии Agnus Dei («Агнец Божий») снова возвращаются к образу Христа, пришедшего во имя Господне принять страдания и смерть ради избавления людей от страха смерти. Заключительный хор Dona nobis pacem («Даруй нам мир») утверждает непоколебимость веры возвращением музыкального материала одного из хоров Gloria .

    Практика полного исполнения Мессы си минор началась спустя почти сто лет после смерти ее создателя. И тогда обнаружилось, что между ее частями, написанными в разное время и по разным поводам, нет никакой стилистической пестроты. Перед нами единый цикл сквозного музыкального развития в неисчерпаемом разнообразии и богатстве эмоциональных состояний – единый и безграничный мир верующей души.

    Перед нами вершина почти тысячелетней истории жанра мессы.

    Валерий Сторожук ,
    Вюрцбург

    При жизни Баха целиком не исполнялась, лишь первые две части он иногда использовал в воскресных богослужениях.

    Мессу си-минор называют философской исповедью Баха, наиболее полным выражением его отношения к миру. Как и в Пассионах, композитор раскрыл здесь свой жизненный идеал, обращаясь к тому высокому в человеке, что не подвержено времени: готовность к нравственному подвигу, к самопожертвованию.

    Философское содержание Мессы воплотилось в монументальной, новаторской форме, в значительной степени расширившей рамки традиционного канона.

    Как известно, ритуал мессы – центрального обряда католического богослужения – складывался в течение многих столетий; также длительно отбирались молитвенные тексты. В ХI веке текст мессы был канонизирован и закреплен в следующей последовательности:

      Kyrie eleison («Господи, помилуй»);

      Gloria («Слава»);

      Credo («Верую»);

      Sanсtus («Свят»);

      Agnus Dei («Агнец Божий»).

    Как музыкальная форма месса сложилась к XIV веку. И если ранее за отдель­ными частями закреплялись мелодии григорианского хорала, то со временем му­зыка приобретала самостоятельное художественное значение.

    Сохранив основные канонизированные части, Бах расширяет их масштабы за счет выделения каждого текстового раздела в отдельный номер – всего их 24. Каждая часть предстает как строго продуманная композиция. На уровне частей можно наблюдать действие различных факторов единства. Это и внутренняя группировка номеров, и различные тематические арки, и тональные связи.

    Кроме того, важную объединяющую роль в драматургии Мессы играет постоянное чередование монументального и камерного планов. Монументальный план представлен развернутыми хорами. Им Месса обязана грандиозностью своих масштабов. Второй план, камерно-лирический, составляют дуэты, 3 хора (№ 8, 15, 16) и 6 арий.

    В Мессе си-минор получили обобщение 2 основных образных мира баховской музыки: мир страданий, глубокой скорби и мир света, радости, ликования, торжества. Неоднократное сопоставление этих ярко контрастных друг другу сфер составляют основу действенного, подлинно симфонического развития.

    Линия сквозного развития сферы скорби и страдания берет начало в I части – «Kyrie». Она опирается на традиционную для этого раздела мессы трехчастность: 2 скорбных хора на один и тот же текст «Kyrie eleison» окружают светлый дуэт «Christe eleison». Оба хора выдержаны в полифоническом складе (первый – 5-голосная фуга, второй – 4-голосная).

    Первый хор близок духу пассионов, рождает представление о шествии подавленных горем людей. Тема фуги отличается сумрач­ной минорной окраской, обилием хроматизмов, напряженной интерваликой (тритоны, ум.7), подчеркиванием «интонации вздоха», ладотональной неустойчивостью (отклонение в e-moll), преобладанием ровного ритмического движе­ния в медленном темпе. Напевные интонации сочетаются в ней с декламационными оборотами.

    Второй хор «Kyrie» представляет совершенно иное прочтение того же текста – в его музыке не страстная мольба, а аскетическая строгость. Хор выдержан в духе строгой полифонии XVI века.

    Экспозицией второй сферы – радости и ликования – является «Gloria» (хотя № 2 – светлый и безмятежный дуэт «Christe eleison» – уже отчасти наметил эту линию).

    Музыка хора «Gloria» (№ 4) подобна хвалебному гимну. Его тема начинается сначала в оркестре, в котором выделяется праздничная звучность труб. Затем к оркестру присоединяется хор со словами «Богу в вышних слава».

    В мелодии хора сочетаются фанфарные интонации с виртуозными вокализами, где один слог текста распевается на много звуков (такой тип ме­лодики идет от «юбиляций»). Легкое и четкое движение на 3/8 напоминает музыку танцевальных сюит Баха. Этот хор перекликается своим общим торжественно-триумфальным настроением с другими D-dur-ми хорами и во II, и в IV (Sanсtus) частях мессы.

    Хотя II часть мессы в целом выдержана в праздничных тонах, в ней продолжается развитие линии скорби, идущей от хоров Kyrie, в частности, в центральном номере – хоре № 8, «Qui tollis» («Ты, принявший грехи мира»). Здесь возвращается тональность h-moll, музыка опять сближается по духу с пассионами. Однако ее характер скорее трогательный, элегический, чем горестный, звучание камерное. Главная индивидуальная особенность – мелодия солирующей флейты, создающая второй план хоровым голосам.

    Главное содержание III части («Credo» ) сосредоточено в трех серединных хорах, где возникает краткое повествование о том, как Христос принял человеческий облик (№ 15, «Et incarnates» – «И воплотившись»), страдал и был распят (№ 16, «Crucifiхus» – «Распятый»), а затем снова воскрес (№ 17, «Et resurrexit» – «И воскрес»). Эти три хора являются идейно-образным центром всего произведения. Хоры № 15 и 16 связаны общностью содержания: оба продолжают скорбную линию мессы, причем «Crucifiхus» является ее вершиной, трагической кульминацией мессы.

    Этот номер можно назвать хоровым lamento. Его музыка воплощает трагический образ распятия, мученической смерти, который привлекал многих живописцам XVI-XVII веков, в том числе немецких (Грюневальд, Дюрер). В музыке для воплощения подобного со­держания идеальной формой считались вариации на basso ostinato. Бах подхватывает эту традицию. Тема, положенная в основу вариаций – отрезок хроматической гаммы от I ступени к V. Она повторяется 13 раз неизменно, при этом каждый раз меняется гармония.

    С гармоническими вариациями оркестра сочетаются полифонические вариации хора. С самого начала нет сплошного голосоведения – голоса возникают будто разрозненно, «несвязно», повторяя одну и ту же интонацию скорби – нисходя­щую м.2.

    Сопоставление этого хора со следующим, № 17, образует самый яркий контраст в пределах всей мессы. Суть контраста – переход от смерти к воскресению. «Et resurrexit» –это вершина в развитии образов ликования и торжества, и весь комплекс выразительных средств направлен на воплощение чувства всепоглощающей радости. В первых же тактах одновременно с хором вступает весь оркестр с трубами. Несомненны черты праздничной концертности (сопостав­ления разных регистров, виртуозный блеск). Используется характер движения и ритм полонеза. Мелодия, начинаясь с энергичной восходящей кварты, неудержи­мо стремится вверх, при этом ее строение симметрично.

    В 5-й, самой лаконичной части мессы (всего 2 номера), все сильные образные контрасты отступают: она не содержит ничего празднично-триумфального или остро трагедийного. Остается память о пережитой трагедии в арии альта (№ 23, «Agnus Dei» – «Агнец Божий») и сила духа, спокойная уверенность в заключительном хоре. Музыка хора является повторением № 6 «Gratias» («Благодарим»), но с другими словами – «Dona nobis pacem» («Даруй нам мир»).

    Выражение скорби в арии имеет оттенок кротости и мягкости, основное ее содержание – умиротворенная печаль. Характерна тональность – не h-moll или e-moll, а g-moll. Эта тональность – минорная S-та D-dur – является связующим звеном между образами скорби (минора) и радости (мажора).

    Состав исполнителей: сопрано I, сопрано II, альт, тенор, бас, два хора, оркестр.

    Завершил в 1749 г., через много лет после смерти автора стали называть Высокой. Произведение это поражает и грандиозностью масштаба, и глубиной мысли – и тем более странными кажутся слова автора, написанные им в 1733 г., когда он отправлял две части будущей мессы курфюрсту Саксонскому: «Прошу вас воззреть благосклонным взором не по достоинству композиции… но исходя из вашей милости». Добиться «милости» Фридриха Августа для композитора было важно – надеялся стать придворным музыкантом.

    Не так уж много месс написано , ведь этот жанр был сформирован в католическом богослужении, а композитор был лютеранином, поэтому чаще он создавал отдельные части мессы, которые в лютеранское богослужение все-таки входили. Создание полной мессы в определенной степени было обусловлено политическими обстоятельствами: курфюрст Саксонский, которому произведение посвящалось, занимал еще и польский трон и потому принял католицизм. Но можно ли представить, чтобы столь глубокое произведение могло родиться из одного только желания угодить потенциальному покровителю? Вряд ли дело могло обстоять так. Вероятно, сложившаяся форма мессы необходима была композитору для сотворения этого величественного «собора в музыке», «возведение» которого заняло в общей сложности около четверти века – от 1724 г. и до 1749, и даже позднее автор еще вносил отдельные правки в партитуру.

    Еще в Средневековье сложилась пятичастная месса. Ее составляющие отражают то духовное развитие, через которое надлежит пройти христианину в процессе богослужения (можно сказать, что месса – это «маленькая жизнь» для верующего человека, которую проживает он многократно в своем непрерывном духовном восхождении). Начинается она мольбой о прощении и милосердии – Kyrie, продолжается восхвалением Бога – Gloria, далее следует краткое изложение основ христианского вероучения – Credo, после него исполняется отрывок из Книги пророка Исайи – Sanctus («Свят, свят, свят») и в заключении прославляется Иисус Христос – Agnus Dei. Все эти части присутствуют и в Мессе си минор Баха, но композитору словно тесно в их рамках – каждый из номеров содержит несколько частей.

    Первая часть – Kyrie – слагается из трех разделов. Первый и заключительный – это исполненные скорби хоры полифонического склада на один и тот же текст, первый из которых являет собою пятиголосную фугу, а второй – четырехголосную. Тема первой фуги насыщена хроматизмами и тритоновыми интонациями, вторая отличается большей аскетичностью. Между этими скорбными фугами располагается дуэт «Christe eleison», выдержанный в просветленных тонах.

    Эта сфера радости, противопоставляемая миру скорби, получает развитие в Gloria. Сочетание фанфарных интонаций и ликующих распевов хора дополняется торжественным звучанием труб в оркестре. Laudamus – сопрановая ария – выделяется своей лиричностью, которая подчеркивается солирующей скрипкой, сопровождающей сопрано. В «Qui tollis» («Принявший грехи мира») возвращается эмоциональный строй и тональность Kyrie, но этот хор с его камерным звучанием и флейтовым соло на втором плане кажется скорее элегическим, чем трагедийным.

    Среди номеров, составляющих третью часть – Credo – особое место занимают три хора, которые располагаются в центре композиции. Первый из них повествует о воплощении Иисуса Христа («Et incarnates»), распятии («Crucifiхus») и воскресении («Et resurrexit»). Трагической кульминацией мессы становится «Crucifiхus». По сложившейся традиции, для повествования о страданиях и смерти Спасителя использована форма вариаций на basso ostinato. Тема, представляющая собою движение по хроматической гамме от первой ступени к пятой, повторяется тринадцать раз. В полифонических вариациях, накладываемых на нее, нет непрерывного голосоведения – вместо него присутствуют разрозненно возникающие голоса, в которых господствует скорбная секундовая интонация. Этой вселенской печали контрастирует ликующий хор «Et resurrexit»: устремленная вверх мелодия, начинающаяся с квартового хода, одновременное вступление хора и всего оркестра, включая трубы.

    Хор Sanctus выглядит особенно величественным благодаря своему замедленному движению, а юбиляции женских голосов, трубы и литавры в оркестре придают ему характер ликования. Наибольшей лаконичностью отличается пятая часть. Проникновеннейшей арии альта – Agnus Dei – контрастирует торжественная хоровая фуга.

    При жизни создателя произведение ни разу не было исполнено целиком – лишь отдельные части исполнялись, а в целом месса была слишком масштабна для церковного обихода. Лишь в 1859 г. состоялось первое публичное исполнение под управлением Карла Риделя в Лейпциге.

    Музыкальные Сезоны

jardam1.ru - Государство и человек