«Двенадцать» — поэма Блока о революции. В помощь школьнику Символы в поэме 12 во второй главе

Символ — это иносказательный образ, который имеет множество интерпретаций (или, по-другому, не может быть однозначно проинтерпретирован), вызывает у читателей целую цепочку ассоциаций. В начале XX века в период расцвета русской литературы одним из самых значительных направлений литературы и искусства считался символизм. Поэты, входившие в это движение, использовали символы как важнейший инструмент познания реальности, средство приблизиться к постижению истинной сути вещей. Большое значение в их художественном мире приобретали индивидуальные символы, которые выражали мировосприятие, итог осмысления мира отдельными поэтами.
А.А. на начальном этапе своего творчества тоже принадлежал к символистам, а усомнившись в истинности творческих и идейных исканий символистов, отмежевался от них, но продолжал использовать символы в попытке передать свои ощущения и переживания, связанные с соприкосновением поэта с внешним миром.
Поэма оказалась в числе последних произведений, написанных Блоком, ее же можно считать самым неоднозначным творением поэта, из-за которого большинство современников отвернулось от Блока. Поэма была написана в 1918 году, когда поэт находился на пике воодушевленности идеей революционной борьбы, революционного преобразования мира. В том же году он пишет статью «Интеллигенция и революция», в которой рассматривает революцию с эпохальной точки зрения, пишет, что она не могла не произойти. Статья заканчивается призывом: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте революцию».
Таким образом, поэму можно считать попыткой самого поэта вслушаться и понять, что же несет с собой революция. Сам Блок писал: «… те, кто видят в “Двенадцати” политические стихи, или очень слепы к искусству, или сидят по уши в политической грязи, или одержимы большой злобой, — будь они враги или друзья моей поэмы». Поэт не хотел, чтобы его произведение рассматривали как некий политический манифест. Все обстояло совсем наоборот. В поэме «Двенадцать» Блок ставил больше вопросов, волнующих в первую очередь его самого, чем отвечал на них. Поэтому употребление символов в поэме более чем оправданно: так поэт попытался отобразить неоднозначность и многогранность революционного движения, попытался понять, какие надежды связывать с «мировым пожаром».
Центральным образом-символом поэмы становится символ стихии. Им открывается поэма, сразу создается ощущение неуютности и шаткости:

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер —
На всем божьем свете!

Разгул природной стихии: разыгрывается вьюга, «снег воронкой занялся», в переулочках «пылит пурга» — символизирует разгул исторической, революционной стихии, смешение и хаос в переломный момент русской истории. Со стихией ассоциируется и «мировой пожар», который «на горе всем буржуям» собираются раздуть красноармейцы. Следствием разгула стихии является свобода — свобода действий, свобода совести, освобождение от старых моральных и нравственных норм. Так и получается, что свобода революционного отряда оказывается «эх, эх, без креста!». Свобода нарушать Христовы заповеди, то есть свобода убивать («А Катька где? — Мертва, мертва! / Простреленная голова!»), блудить («Эх, эх, поблуди! / Сердце екнуло в груди»), трансформируется в стихию вседозволенности («Пальнем-ка пулей в Святую Русь — / В кондовую, / В избяную, / В толстозадую!»). Красногвардейцы из революционного отряда готовы пролить кровь, будь то изменившая своему возлюбленному Катька или буржуй: «Ты лети, буржуй, воробышком! / Выпью кровушку / За зазнобушку / Чернобровушку». Так разгорается в разоренном городе стихия страстей. Городское бытие обретает характер стихийности: лихач «несется вскачь», он «летит, вопит, орет», на лихаче «Ванька с Катькою летит». После убийства ожидаются новые злодейства, и непонятно, то ли грабить будет революционный дозор, то ли его «свободные» действия «развязывают руки» настоящим преступникам — «голытьбе»:

Эх, эх!
Позабавиться не грех!
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба –
Гуляет нынче голытьба!

Красноармейцам кажется, что они управляют революционной стихией, но это не так. В конце поэмы ветер начинает морочить бойцов: «- Кто еще там? Выходи! / Это — ветер с красным флагом / Разыгрался впереди…», а вьюга «долгим смехом / Заливается в снегах».
Особую роль играет в поэме цветовая символика. В «Двенадцати» Блок использует три цвета: черный, белый и красный. Россия старая и революционная Россия 1917 года ассоциировались в сознании Блока с черным, он записал в дневнике: «В России все опять черно и будет чернее прежнего?» Черный цвет в поэме связан с грехом, ненавистью, революционным отрядом: черный вечер, черное небо, черная людская злоба, названная и злобой святой, черные ремни винтовок. Белый цвет — цвет снега — связан с вьюгой, разгулом стихии. Так поэт выражал надежду на революционное, стихийное преображение России черной в Россию белую. А возглавлять это преображение будет «Исус Христос» («в белом венчике из роз»; идет «снежной россыпью жемчужной»). Важное место в цветовой символике поэмы занимает и красный цвет. Именно он характеризует революционную эпоху — кровь, убийства, насилия, «мировой пожар», кровавый флаг отряда двенадцати — «красной гвардии». Блок верил в преодоление кровавого греха, в исход из кровавого настоящего к гармоничному будущему, которое олицетворено в поэме образом Христа. Он писал: «Это ведь только сначала — кровь, насилие, зверство, а потом — клевер, розовая кашка».
Если разгулявшаяся стихия олицетворяет революционное начало, то символом «старого мира» выступает в поэме голодный, паршивый пес, появляющийся в поэме вместе с буржуем:

Стоит буржуй, как пес голодный,
Стоит безмолвный как вопрос.
И старый мир, как пес безродный,
Стоит за ним, поджавши хвост.

«Пес холодный — пес безродный», не отставая, следует за революционным отрядом, отстав от буржуя. Таким, кажется Блоку, будет выбор «старого мира»: он не останется «на перекрестке» с буржуем, а увяжется за красногвардейцами, то ли потому, что у них сила, то ли потому, что они несут с собой обновление.
Революционный отряд двенадцати сам по себе является центральным символом поэмы. Описывая их вначале, Блок сравнивает их с преступниками и каторжниками: «В зубах — цыгарка, примят картуз, / На спину б надо бубновый туз!» Но в них можно увидеть и христианскую символику. По ассоциации с евангельскими апостолами, которых тоже было двенадцать, дозор можно назвать «апостолами революции», ведь в конце поэмы оказывается, что перед отрядом идет «Исус Христос». Образ-символ Христа имеет множество трактовок, каждая из которых делает свой вклад в его понимание. Иисус несет с собой чистоту, белизну, искупление, прекращение страданий. Он находится в другой плоскости, далеко от уличной стихии, вьюжной земли, по которой шествуют апостолы революции. Он выше истории, хаоса, вьюги. Автор показывает разобщение земли и неба, Иисус остается лишь напоминанием о святости, недостижимой для тех, кто остался на земле. Этой трактовке противоречит то, что Иисус держит в руках красный флаг — налицо Его приобщенность к земным, стихийным, революционным делам. Разительно отличающуюся от других трактовку финала поэмы предложил русский поэт М. Волошин. В финальной сцене он увидел картину расстрела. Христос не идет во главе двенадцати, напротив, апостолы революции преследуют его, но не замечают — Иисус виден только автору. Таким образом, поэт считал, что поэма написана против большевиков.
Сам Блок неоднократно признавался, что образ Христа в финале возник как бы помимо его воли: «Я сам удивился: почему Христос? Но чем больше я вглядывался, тем яснее я видел Христа».
Поэма «Двенадцать» представляет собой попытку поэта вслушаться в музыку революции, «броситься» в ее «многопенный вал». Многозначные символы, наполняющие поэму, препятствуют однозначной трактовке смысла революции. Этого и добивался автор поэмы, предлагая своим читателям не судить однозначно революционные преобразования, а вместе с ним окунуться в «вихрь атомов космической революции». К сожалению, далеко не все его современники поняли призыв поэта.

Символика и её роль в поэме А.А.Блока «Двенадцать»


А.А.Блок – великий русский поэт. Ему принадлежит особое место в русской литературе ХХ века. Ярчайший представитель символизма, вдохновенный певец Прекрасной Дамы, он остался в её истории и как автор произведения, которое до сих пор вызывает у читателей множество вопросов и споров. Это не случайно: поэма «Двенадцать», воссоздающая грандиозную картину революционных событий, насквозь пронизана иносказаниями и символами.

Значение символов, использованных автором в поэме «Двенадцать», полностью соответствует нормам, принятым в литературе того направления, к которому он принадлежал. Символ представителями этого направления воспринимался в качестве одного из способов скрытого сравнения. Вместе с тем он обладал ярко выраженной многозначностью, позволяющей каждому человеку воспринимать его по-своему. Поэму «Двенадцать» Блок построил на сложнейших переплетениях различных символических значений. Так, огромный смысл был вложен автором в саму ритмическую организацию поэмы. Вглядываясь в неё, отмечаешь, что первая глава в стилевом отношении представляет собою народное представление саморохов, создаёт ощущение нереальности происходящего, его кинематографичности. Это ощущение усиливается введением в произведение различных художественных деталей. Такой деталью, к примеру, является огромный белый холст, натянутый через умьезу. Он напоминает экран. Созданию этого эффекта способствует и нагнетение автором чёрного и белого цветов, придающих графичность чёрно - белому пейзажу.

Таки образом автор воссоздаёт символическую картину страны, над которой навис Божий гнев. Цветовая символика этой картины знаменует два жизненных начала: белое – это всё праведное и святое, чёрное – всё грешное и преступное.

Огромной символикой обладает и название поэмы. Им стало её ключевое слово, содержащее в себе несколько символических значений и вызывающих у читателей множество ассоциаций.

Первое значение, конечно, связано с его временем. Двенадцать – это рубеж между сегодняшним днём и вчерашним. День уходящий связан со старым миром, его падение остаётся за этим временным рубежом. Что впереди, завтра – неясно. Вероятно, «мировой пожар». В его горниле и должно произойти рождение нового.

Есть у и другая ассоциация, возникающая при слове «двенадцать». Это количество апостолов. Имена героев – Петруха и Андрюха – подчёркивают связь названия с библейской историей. Известно, что апостол Пётр трижды в течение одной ночи отрекался от Христа. Петруха из поэмы «Двенадцать» тоже три раза теряет веру и обретает её вновь. К тому же он - убийца своей возлюбленной. Читатель видит, как он «замотая платок на шее – не оправится никак…». Платок на шее Петрухи напоминает петлю, а сам он – Иуду. Впрочем, и красногвардейский патруль, идущий «эх, эх, без креста» и состоящий из вчерашних грабителей и убийц, готовых стрелять хоть в сугроб, хоть в буржуя, хоть в бродячего пса, хоть во всю Святую Русь, даже с большой натяжкой не создаёт представления о святых. Оно возникает неожиданно, тогда, когда вдруг сквозь метельную кутерьму начинает сквозить образ Христа, возглавляющего шествие. Христы – это правда внешнего раскрепощения социальных низов и освобождения человеческой личности.

Образ метели в поэме «Двенадцать» обладает огромной смысловой нагрузкой, позволяющей придать произведению великую многозначность.

Поэма «Двенадцать» - это и история грехопадения и расплаты за него и вместе с тем история гибели старого мира и мучительного рождения нового – таково её совокупное значение, складывающееся из отдельных элементов, наполненных условностями блоковской символики.

1. Стихи - душа поэта.
2. Общие сведения о творчестве Блока.
3. Символ - глубокий и точный образ действительности.
4. Символика цвета.
5. Революционный образ ветра (бури, метели).
6. Символика числа «двенадцать».
7. Образ Христа в поэме.

В стихотворениях, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама душа. При чтении стихотворения сразу становиться понятно, каково было состояние человека в момент написания Поэтического творения. Стихи являются как бы дневником жизни поэта. Не у каждого получится выразить словами, а тем более выразить на бумаге свое состояние души, свои чувства и переживания. С каждым разом, перечитывая книги поэта, все больше начинаешь понимать его как человека. Хотя с другой стороны, кажется, что он такой же, как и мы, и не в чем от нас не отличается: те же мысли, те же желания. И все же он способен выразить свои чувства как-то не так, по-другому, с какой-то особой специфичностью, наверное, более скрыто и конечно же через стихотворения. Человек, которому дан такой дар выражать свои мысли и чувства через стихотворения, не может иначе.

Замечательный русский поэт начала XX века - А. А. Блок родился в ноябре 1880 года в Санкт-Петербурге. Свой творческий путь А. А. Блок начал в 1904 году обучаясь в Петербургском университете на филологическом факультете. Так появились «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 год), циклы стихотворений «Распутья» (1902-1904), «Сытые», «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1905-1907). Окончив в 1906 году обучение в университете, писатель продолжил литературную деятельность: в 1907 году появляется поэтический цикл «На Куликовом поле», «Родина» (1907-1916), затем поэмы «Двенадцать», «Скифы» (1918).

Довольно долго поэму Блока «Двенадцать» воспринимали как произведение, в котором описывается только события Октябрьской революции, и не кто не видел того, что скрыто под этими символами, не кто не понимал те важные вопросы, которые за всеми образами стоят. Для того чтобы в простые и обычные понятия вложить глубокий и многогранный смысл, многие писатели и российские, и зарубежные используют различные символы. Например, у одного писателя цветок обозначает Прекрасную Даму, величественную женщину, а птица - это душа. Зная все эти нюансы литературного творчества, читатель уже начинает воспринимать лирику поэта совсем по-другому.

В поэме «Двенадцать» А. А. Блок очень часто использует различные символы, образы - это цвета и природа, числа и имена. Он в своей поэме, для усиления эффекта надвигающейся революции использует различные контрасты. В первой же главе в самом начале очевиден цветовой контраст: черный ветер и белый снег.

Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!

Черно-белые цвета пейзажа проходят через всю поэму Блока «Двенадцать»: черное небо, черная злоба, белые розы. И постепенно по ходу развития событий эта цветовая гамма разбавляется уже красно-кровавым цветом: неожиданно появляется красная гвардия и красный флаг.

...Вдаль идут державным шагом...
- Кто еще там? Выходи!
Это - ветер с красным флагом
Разыгрался впереди...

Ярко красные цвета являются цветами, символизирующими кровь, и это говорит о том, что кровопролитие обязательно будет и оно очень близко. Скоро, скоро над миром поднимется ветер революции. Особое место в поэме занимает образ ветра, который также связан с тревожным предчувствием неизбежной революции. Ветер - это символ стремительного продвижения в будущее. Этот образ проходит через всю поэму, он заполняет все мысли поэта в дни революции. Ветер трепет плакат «Вся власть Учредительному собранию», сбивает людей с ног, людей, составляющих старый мир (начиная от попа и заканчивая девчонкой легкого поведения). Здесь показан не просто ветер, а ветер стихийный, ветер глобальных перемен. Именно этот ветер унесет все старое, избавит нас от «старого мира», который слишком душен и бесчеловечен. Революционный ветер перемен принесет с собой что-то новое, какой-то новый, лучший строй. И люди ждут его, ждут перемен в жизни.

На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер -
На всем божьем свете!

Когда Блок работал над поэмой «Двенадцать», он неоднократно употреблял образ ветра в своей записной книжке: «К вечеру ураган (неизменный спутник переводов)» - 3 января, «К вечеру - циклон» - 6 января, «Бушует ветер (опять циклон?) - 14 января». Сам по себе ветер в поэме так же воспринимается, как и прямое изображение действительности, так как в январе 1918 года в Петрограде была именно такая ветреная и метельная погода. Образ ветра сопровождался и образами бури, стужи, метели. Эти образы в творчестве поэта являются одними из излюбленных, и к ним поэт прибегал, когда хотел передать ощущение полноты жизни, ожидание людьми великих перемен и волнение при надвигающейся революции.

Разыгралась, что-то вьюга,
Ой, вьюга, ой вьюга,
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!

Этой ночной, мрачной, холодной метели, снежной бури противопоставлены огни, яркие, светлые, теплые огни.

Гуляет ветер, порхает снег.
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни.
Кругом - огни, огни, огни...

Сам Блок так говорил о своей работе над поэмой: «Во время и после окончания "Двенадцати" я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)... поэма написана в ту историческую и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства».

Особое место в поэме занимает число «двенадцать». Как революция, так и само название поэмы очень символично и везде прослеживается это магическое сочетание цифр. Само произведение состоит из двенадцати глав, создается ощущение цикла - двенадцать месяцев в году. Главные действующие лица - двенадцать человек идущих в отряде, разгулявшаяся голытьба, потенциальные убийцы и каторжники. С другой стороны, это двенадцать апостолов, среди которых символичны имена Петр и Андрей. Так же символ двенадцати, используется и в священном числе высшей точки света и тьмы. Это полдень и полночь.

Ближе к финалу поэмы Блок пытается найти символ, который означал бы начало новой эпохи и таким образом является Христос. Исус Христос у поэта не является конкретным образом, он раскрывается перед читателем, как некий незримый символ. Христос не доступен каким-либо земным воздействиям, его невозможно увидеть:

И за вьюгой невидим,
Нот пули невредим,

За этим силуэтом можно только следовать, он как высший нравственный авторитет ведет за собой двенадцать человек.

В белом венчике из роз
Впереди - Исус Христос.

Большое количество символов и образов в поэме «Двенадцать» заставляет нас задуматься над каждым словом и знаком, так как нам хочется понять, что же скрывается за ними, какой смысл. Не даром поэт занимает свое место рядом с великими символистами, и поэма «Двенадцать» хорошо иллюстрирует это.

История и миф. В стихотворениях, которые создает настоящий поэт, отражаются все его мысли и даже сама душа. При чтении стихотворения сразу становиться понятно, каково было состояние человека в момент написания поэтического творения. Стихи являются как бы дневником жизни поэта.

Не у каждого получится выразить словами, а тем более выразить на бумаге свое состояние души, свои чувства и переживания. С каждым разом, перечитывая книги поэта, все больше начинаешь понимать его как человека. Хотя с другой стороны, кажется, что он такой же, как и мы, и не в чем от нас не отличается: те же мысли, те же желания. И все же он способен выразить свои чувства как-то не так, по-другому, с какой-то особой специфичностью, наверное, более скрыто и конечно же через стихотворения. Человек, которому дан такой дар выражать свои Мысли и чувства через стихотворения, не может иначе.

Замечательный русский поэт начала XX века - А. А. Блок родился в ноябре 1880 года в Санкт-Петербурге. Свой творческий путь А. А. Блок начал в 1904 году обучаясь в Петербургском университете на филологическом факультете. Так появились «Стихи о Прекрасной Даме» (1904 год), циклы стихотворений «Распутья» (1902-1904), «Сытые», «Нечаянная радость», «Снежная маска» (1905-1907). Окончив в 1906 году обучение в университете, писатель продолжил литературную деятельность: в 1907 году появляется поэтический цикл «На Куликовом поле», «Родина» (1907-1916), затем поэмы «Двенадцать», «Скифы» (1918).

Довольно долго поэму Блока «Двенадцать» воспринимали как произведение, в котором описывается только события Октябрьской революции, и не кто не видел того, что скрыто под этими символами, не кто не понимал те важные вопросы, которые за всеми образами стоят. Для того чтобы в простые и обычные понятия вложить глубокий и многогранный смысл, многие писатели и российские, и зарубежные используют различные символы. Например, у одного писателя цветок обозначает Прекрасную Даму, величественную женщину, а птица - это душа. Зная все эти нюансы литературного творчества, читатель уже начинает воспринимать лирику поэта совсем по-другому.

В поэме «Двенадцать» А. А. Блок очень часто использует различные символы, образы - это цвета и природа, числа и имена. Он в своей поэме, для усиления эффекта надвигающейся революции использует различные контрасты. В первой же главе в самом начале очевиден цветовой контраст: черный ветер и белый снег.

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

Черно-белые цвета пейзажа проходят через всю поэму Блока «Двенадцать»: черное небо, черная злоба, белые розы. И постепенно по ходу развития событий эта цветовая гамма разбавляется уже красно-крова-вым цветом: неожиданно появляется красная гвардия и красный флаг.

… Вдаль идут державным шагом…

Кто еще там? Выходи!

Это - ветер с красным флагом

Разыгрался впереди…

Ярко красные цвета являются цветами, символизирующими кровь, и это говорит о том, что кровопролитие обязательно будет и оно очень близко. Скоро, скоро над миром поднимется ветер революции. Особое место в поэме занимает образ ветра, который также связан с тревожным предчувствием неизбежной революции. Ветер - это символ стремительного продвижения в будущее. Этот образ проходит через всю поэму, он заполняет все мысли поэта в дни революции. Ветер трепет плакат «Вся власть Учредительному собранию», сбивает людей с ног, людей, составляющих старый мир (начиная от попа и заканчивая девчонкой легкого поведения). Здесь показан не просто ветер, а ветер стихийный, ветер глобальных перемен. Именно этот ветер унесет все старое, избавит нас от «старого мира», который слишком душен и бесчеловечен. Революционный ветер перемен принесет с собой что-то новое, какой-то новый, лучший строй. И люди ждут его, ждут перемен в жизни.

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

Когда Блок работал над поэмой «Двенадцать», он неоднократно употреблял образ ветра в своей записной книжке: «К вечеру ураган (неизменный спутник переводов)» - 3 января, «К вечеру - циклон» - 6 января, «Бушует ветер (опять циклон?) - 14 января». Сам по себе ветер в поэме так же воспринимается, как и прямое изображение действительности, так как в январе 1918 года в Петрограде была именно такая ветреная и метельная погода. Образ ветра сопровождался и образами бури, стужи, метели. Эти образы в творчестве поэта являются одними из излюбленных, и к ним поэт прибегал, когда хотел передать ощущение полноты жизни, ожидание людьми великих перемен и волнение при надвигающейся революции.

Разыгралась, что-то вьюга,

Ой, вьюга, ой вьюга,

Не видать совсем друг друга

За четыре за шага!

Этой ночной, мрачной, холодной метели, снежной бури противопоставлены огни, яркие, светлые, теплые огни.

Гуляет ветер, порхает снег.

Идут двенадцать человек.

Винтовок черные ремни.

Кругом - огни, огни, огни…

Сам Блок так говорил о своей работе над поэмой: «Во время и после окончания “Двенадцати” я несколько дней ощущал физически, слухом, большой шум вокруг - шум слитный (вероятно, шум от крушения старого мира)… поэма написана в ту историческую и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях - природы, жизни и искусства».

Особое место в поэме занимает число «двенадцать». Как революция, так и само название поэмы очень символично и везде прослеживается это магическое сочетание цифр. Само произведение состоит из двенадцати глав, создается ощущение цикла - двенадцать месяцев в году. Главные действующие лица - двенадцать человек идущих в отряде, разгулявшаяся голытьба, потенциальные убийцы и каторжники. С другой стороны, это двенадцать апостолов, среди которых символичны имена Петр и Андрей. Так же символ двенадцати, используется и в священном числе высшей точки света и тьмы. Это полдень и полночь.

Ближе к финалу поэмы Блок пытается найти символ, который означал бы начало новой эпохи и таким образом является Христос. Исус Христос у поэта не является конкретным образом, он раскрывается перед читателем, как некий незримый символ. Христос не доступен каким-либо земным воздействиям, его невозможно увидеть:

И за вьюгой невидим,

И от пули невредим,

За этим силуэтом можно только следовать, он как высший нравственный авторитет ведет за собой двенадцать человек.

В белом венчике из роз Впереди - Исус Христос.

Большое количество символов и образов в поэме «Двенадцать» заставляет нас задуматься над каждым словом и знаком, так как нам хочется понять, что же скрывается за ними, какой смысл. Не даром поэт занимает свое место рядом с великими символистами, и поэма «Двенадцать» хорошо иллюстрирует это.

Революция 1917 года оставила неизгладимый след в истории нашего государства. После нее многое поменялось, многое переосмыслялось. В поэме « » Блок дает свою оценку и анализ произошедшим событиям.

Анализируя данное произведение нужно отметить, что автор создал систему образов-символов, которые показывают нам весь масштаб революционных событий.

Одним из первых образов-символов, с которым мы встречаемся на страницах поэмы, становится ветер. Будучи стихийным природным явлением, ветер становится символом стихийного и разрушающего характера революции. Революция, словно ветер, сметает все на своем пути и ни кто не может от этого скрыться.

Следующим символом в поэме «Двенадцать» является «мировой пожар», который отражает глобальный масштаб революционных событий. Блок сравнивал революцию со «снежным бураном». Автор говорил о том, что революция способна распространиться на весь мир, то есть превратиться в «мировой циклон».

Движущей силой этого «мирового циклона» должны были стать двенадцать. Двенадцать – это простые русские солдаты, которые шагали по улицам революционного Петрограда. Они – двенадцать апостолов революции, которые прокладывают путь и доносят революционные идеи в массы. Их дорога пропитана кровью и болью, двенадцать готовы убить и расправиться с каждым. Блок не осуждал поступки двенадцати, ведь верил, что путь к светлому будущему лежит через кровь и разруху.

Символами старого буржуазного общества становится старуха, которой не понятны революционные лозунги. Поп и буржуй теперь должны опасаться за свою жизнь, ведь они знают, что в «новом мире» им не будет места.

Старый «безродный» пес становится символом «старого мира». Он плетется за двенадцатью в надежде на помилование и снисхождение.

Немаловажное место в поэме «Двенадцать» занимает образ Христа. Христос здесь становится символом гармоничного и светлого будущего. Он идет впереди двенадцати, словно указывая им дорогу в «новый мир». С другой стороны Блок хотел показать нам, что Христос, как и много веков назад вновь сошел на землю, чтобы помочь человечеству побороть грязь и разруху.

Революционный город становится символов огромной страны, которую охватила революционная борьба. Вообще, борьба «старого» и «нового» мира становятся главной темой произведения. Эту борьбу Блок показывает через борьбу цвета. Так, «черное небо» противостоит «белому снегу»; красный флаг с одной стороны становится символом победы, а с другой – символом кровавого настоящего.

С помощью поэмы «Двенадцать» Блок хотел показать нам, как в грязи и в крови рождается новый человек. Именно в этом автор и видел основное предназначение революции.

jardam1.ru - Государство и человек