Диалектические взаимоотношения. Основы диалектики. Принципы, категории, законы диалектики

28. Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени

Наиболее широкими принципиально различающимися логическими подходами к трактовке материи явились понимание ее как субстрата, как субстанции и как объективной реальности.

Представление о материи как о субстрате есть идея носителя свойств, не находящегося в неразрывной связи с этими свойствами, получаемыми обычно извне. Т.е. материя пассивный носитель свойств.

Понятие субстанции было более поздним, конкретным точным пониманием материи, включающим два основных момента: 1) понятие материального носителя; 2) представление о самообусловленности, внутреннем источнике самодвижения, без которого субстанция не могла бы существовать самостоятельно. Это такая сущность, которая самодостаточна.

Материя может существовать в виде вещества и поля.

При рассмотрении проблемы материи важно иметь ввиду два основных подхода: 1) гносеологический, 2) онтологический.

1) Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, которая отображается в наших ощущениях, существуя независимо от нас (по Ленину). Но вопрос: до человека материя существовала? Если да то это определение не работает.

2) В онтологическом подходе материя рассматривается как субстанция, т.к. до человека материя как субстанция существовала ==> снимается целый ряд недоразумений. В 19 в. под материей понимают вещество, состоящее из атомов, которое обладает массой, протяженностью, инертностью и т.д. - метафизическое определение материи, т.к. материя сводилась лишь к одному из своих свойств - веществу, и рассматривалась как нечто постоянное.

Элементы стр материи: неживая природа, живая природа, социум. Черты материи: наличе движения, самоорганизация, размещенность в прве времени, способность к отражению. Движение материи возьникает из самой материи (единства и борьбы противоположностей), всеобъемлюще (движ все), постоянно. Еще с античной философии возникло два подхода к решению проблемы движения и его связи с материей. Под движением понимается любое изменение от перемещения небесных и земных тел до мышления. Два подхода: С точки зрения Гераклита материя не может не двигаться, с точки зрения Аристотеля может двигаться, а может не двигаться. (Во времена Аристотеля покой понимался абсолютно т.е. полное отсутствие движения. Атом считался неделимым ==> источник движения надо искать вне атома). И только уже в новое время стали появляться другие взгляды.

Идея о формах движения материи и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. В основу классификации форм движения материи он положил следующие принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи, т.е. каждому уровню такой организации должна соответствовать своя форма движения; 2) между формами движения существует генетическая связь, т.е. форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Исходя из этих принципов, Энгельс предложил следующую классификацию: механическое; физическое; химическое; биологическое; социальное движения материи.

Пространство и время - это формы бытия материи. В истории философии существовали различные концепции пространства и времени. Их можно разбить на два больших класса: концепции субстанциальные и реляционные.

Субстанциальная концепция рассматривает пространство и время как особые сущности, которые существуют сами по себе, независимо от материальных объектов. Они как бы арена, на которой находятся объекты и в которой развертываются процессы. Пространство и время могут существовать независимо от материальных объектов и процессов. Подобную точку зрения отстаивали И.Ньютон, Демокрит, Эпикур.

Представителем реляционной концепции пространства и времени был Г. В. Лейбниц, который настаивал на том, что пространство и время - это особые отношения между объектами и процессами и вне их не существуют. Диалектический материализм считает их объективными, независящими от человека и человечества формами бытия материи, но при этом подчеркивает их неразрывную связь с самой материей и ее движением.

Отражение - способность материальных систем воспроизводить в сами х себе свойства взаимодействующих с ними других систем. Отражение бывает: физическим, химическим, механическим, биологическим. Биологическое отражение включает в себе степени: раздражительности, чувствительности, психического отражения. Высшим уровнем отражение явл сознание

29. Сознание как высшая форма отражения. Структура сознания. Индивидуальное и общественное сознание

Сознание имеет биологические и социальные факторы. Оно является общественным продуктом и отражает окружающую действительность активно.

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью и деятельностью функция мозга, состоящая в обобщенном отражении, а также в конструктивно - творческом преобразовании действительности и в разумном саморегулировании и самоконтролировании.

Функции сознания:


Нельзя быть аморальным политиком. Средство борьбы против этого --- гласность. Ход исторического процесса --- антагонизм. b 10---------- 1. Теоретическое и обыденное сознание. Знание и мнение в древнегреческой философии. Акцент делать на этом вопросе. Общественное сознание - духовная, идеологическая жизнь общества, его мировозрение. Общественное сознание формируется и развивается вместе...

Серьезных философских исследований. Поэтому выработка нового философского видения мира и перспектив нашего общества отвечает насущным потребностям современности. Более полное и конкретное раскрытие предмета, специфики философии и ее роли в обществе становится возможным благодаря обращению к ее функциям. Под функцией философии понимается ее однонаправленное отношение к внешним феноменам и к самой...

871 Носитель индивидуального сознания А) народ В) производственный коллектив С) класс D) человек Е) нация 872 Первая основная функция права А) карательная В) ограничительная С) регулятивная D) быть выражением суверенитета Е) воспитательная 873 К предмету философии политики, прежде всего, относится А) природа и закономерности политической жизни, политического сознания В) деятельность...

Человеком включая в общественно-историческая деятельность и отражается на достижение культуры. Диалектика Это теория развития и всеобщей взаимосвязи Основоположник диалектики – древнегреческий философ Гераклид (огонь). Гераклид развивал объективную диалектику. Объективная диалектика рассматривает развитие природы (объективной реальности) Субъективная диалектика – это диалектика понятий. ...

Возможность и действительность. Возможность - диалектическая противоположность действительности. Категория действительность отражает все осуществившееся и существующее в настоящем как результат развития. Возможность - это характеристика развития с точки зрения его перспективы, дальнейшего осуществления в различных вариантах. Различают реальные и формальные возможности. Реальные возможности развития предмета находятся в русле его необходимых изменений. Чтобы воплотиться в жизнь, реальная возможность должна иметь для своего осуществления необходимые условия. Формальной признается такая возможность , для реализации которой в действительности нет достаточных внешних условий и факторов. Её наступление -может быть обусловлено лишь случайными внешними факторами.

Аристотелевское понимание В. и д. с небольшими изменениями господствовало до 17 в., когдаформулирование принципа инерции позволило обосновать идею самодвижения неживой природы и еёсамоопределения через взаимодействие. Необходимость в душе как особом механизме исчезла, и Т.Гоббсом было предложено новое, «контактное» толкование В. и д., основанное на вероятности причинно-обусловленного события (см. Избранные произведения, т. 1, М., 1965, с. 157-58).

В трактовке И. Канта В. и д. отнесены к представлениям, связанным с модальностью и ссуществованием во времени: возможность рассматривается как сумма представлений о вещи занеопределенное время, действительность - как существование в определённое время, необходимость -как существование предмета во всякое время (см. Соч., т. 3, М., 1964, с. 225-26). Вместе с тем этикатегории выступают и как постулаты эмпирические исследования, отнесённые к разным моментам научногопознания: «1. То, что согласно с формальными условиями опыта (если иметь в виду созерцание и понятия),возможно. 2. То, что связано с материальными условиями опыта (ощущения), действительно. 3. То, связьчего с действительным определена согласно общим условиям опыта, существует необходимо» (там же, с.280). Тем самым категория возможности была отнесена к нормам мышления, позволив различитьлогическую, реальную и практическую возможность. Общим для систем Ф. Шеллинга и Г. Гегеля являетсяутверждение изначальной определённости, «запрограммированности», не оставляющей места выходу зарамки наличного тождества деятельности и действительности; поэтому любое изменение системыобнаруживается апостериорно как очередной момент предзаданной временной целостности (что весьманапоминает этапы мифологического цикла).



27. Диалектический характер процесса познания, единство чувственной и логической стороны познания.

Познание есть отражение действительности. Оно является сложным диалектическим процессом проникновения ума в сущность вещей. Познание идет через возникновение и разрешение противоречий и носит активный, творческий характер: оно, раскрывая закономерности объективного мира, указывает пути преобразования, изменения его.

Материалистическая диалектика, будучи наукой и о мышлении, изучает свой предмет исторически, вскрывает происхождение и развитие познания. "В теории познания, – писал Ленин, – как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать, каким образом из незнания является знание, каким образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным"127.

Многие мыслители прошлого изучали познание и его формы вне зависимости от выяснения их объективного содержания; они полагали, что законы мышления не имеют никакого отношения к законам самого бытия. Примером тому может служить гносеология (теория познания) Канта, который пытался анализировать познание человека и его формы до и независимо от реального процесса познания. Основной задачей гносеологии Кант считал выяснение априорных (доопытных) условий и форм познания; он отрывал формы мышления от их объективного содержания.

Действительные законы познания можно понять только в том случае, если анализировать объективное содержание знания. Гегель считал формы мышления формами живого, реального содержания, связанными с объективным миром. И это правильно. Но в философии Гегеля не законы и формы мышления отражают законы природы, а, наоборот, законы природы являются бледной копией законов развития духа.



Марксистская философия исходит из того, что так называемая субъективная диалектика (развитие нашего мышления) является отражением объективной диалектики (развития явлений материального мира): "...Законы мышления и законы природы, – пишет Энгельс, – необходимо согласуются между собою, если только они правильно познаны.

Диалектика изучает законы развития познания на основе обобщения всей истории знания. Чтобы вскрыть эти законы, нужно проанализировать историю философии, историю отдельных наук, историю умственного развития ребенка, предысторию человеческого мышления (развитие психики у животных), историю языка, данные психологии и физиологии высшей нервной деятельности. Каждая из этих отраслей научного знания проливает свет на ту или иную сторону процесса познания. История философии и история отдельных наук показывают процесс развития человеческого знания, его движение от незнания к знанию, от знания неполного к знанию всестороннему и глубокому.

Центр тяжести в диалектическом учении о развитии состоит не просто в утверждении, что всё развивается, а в научном понимании механизма этого развития. Отличительная способность диалектической концепции развития состоит в понимании развития не как простого количественного роста (увеличения или уменьшения), а как процесса преобразования старого в новое. Этот процесс получает свое обоснование в законе перехода количественных изменений в качественные.

Ещё в древности греческие философы обратили внимание на то, что незначительные до поры до времени изменения того или иного предмета, накапливаясь, могут приводить к изменениям весьма заметным. Скажем, убавление волос на голове человека рано или поздно приведёт к тому, что человек станет лысым, или употребление алкоголя или наркотика в малых дозах может привести со временем к тому, что человек втянется в их употребление и станет неизлечимым наркоманом или алкоголиком. Незаметно подкрадывается к человеку старость, по крупицам накапливаются, а со временем становятся весьма заметными спортивное и профессиональное мастерство, образованность, мудрость. В природе, начиная с безобидных доз, происходит загрязнение воздуха, водоёмов, почвы, достигая потом катастрофического уровня.

Гегель увидел в таких изменениях не просто любопытные случаи, а всеобщую закономерность. Все важнейшие научные открытия Х1Х и ХХ в.в. неопровержимо свидетельствуют о том, что только диалектическая концепция развития способна обеспечитьглубокое научное познание, ибо развитие самого объективного мира совершается диалектически в форме перехода постепенных, незаметных, незначительных количественных изменений во внезапные, быстрые, коренные качественные изменения. Это подтвердили такие научные открытия Х1Х в., как законы сохранения и превращения материи и энергии, эволюционное учение Дарвина, важнейшие открытия в области химии и др. Особенно большая роль в обосновании диалектики познания принадлежит великому русскому химику Д.И. Менделееву, создавшему периодическую систему элементов.

Философское значение этой системы состоит, во-первых, в том, что её автор, хотя и бессознательно, даёт блестящее естественно-научное обоснование закона перехода количественных изменений в качественные. Периодическая система показывает, что переход от одного химического элемента таблицы Менделеева к следующему совершается вследствие постепенного количественного роста атомного веса элемента или заряда ядра атомов. А это значит, что в основе периодической системы элементов Менделеева лежит закон перехода количественных изменений в качественные.

Во-вторых, система Менделеева даёт блестящее решение вопроса, который волновал учёных в течение многих столетий, вопроса о том, как, в силу каких законов материя порождает такое богатое, сложное и в то же время красочное многообразие окружающих нас предметов, явлений. «Все разнообразие веществ природы - писал Д.И. Менделеев - определяется лишь сочетанием… немногих элементов и различием ли их самих, или их относительного количества, или приодинаковости качества и количества элементов – различием взаимного положения, соотношения или распределения». Именно поэтому Ф. Энгельс указывал, что химию можно назвать наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения количественного состава.

В-третьих, периодическая система элементов Менделеева показывает, что, опираясь в процессе познания на закон перехода количественных изменений в качественные, мы получаем возможность не только раскрыть сущность предметов, но и предсказатьсуществование таких предметов,каких еще никто и никогда не видел, и даже предвидеть важнейшие свойства этих еще не открытых предметов. Известно, что сам Менделеев, хотя и стихийно, но, фактически пользуясь законом перехода количественных изменений в качественные, воплощенным в его таблице, научно предвидел существование тогда еще неизвестных элементов гелия, скандия, германия и др., которые были открыты спустя некоторое время. Более того, определив свойства предсказанного им нового элемента – экаамолиния, он указал пути и способы обнаружения этого элемента. Воспользовавшись этими указаниями, Лекок-Буабодран действительно открыл его. «Менделеев, - писал. Ф. Энгельс, - применив бессознательно гегелевский закон о переходе количества в качество, совершил научный подвиг, который смело можно поставить рядом с открытием Леверье, вычислившего орбиту еще неизвестной планеты – Нептуна».

Движение мысли ученого от логической обработки фактов и обобщения эмпирического материала к получению новых знаний, к научному открытию совершается на основе закона перехода количественных изменений в качественные. Каждое научное открытие, по существу, представляет собой скачок в процессе познания. И он совершается не случайно, а в результате длительной, постепенной эволюционной подготовки. Прежде чем становится возможным то или иное научное открытие, ученые проводят гигантскую предварительную работу. Они накапливают соответствующий материал, производят эксперименты, строят и тщательно проверяют частные и предварительные гипотезы. Весь этот подготовительный эволюционный период в процессе познания рано или поздно завершается научным открытием. А это значит, что процесс познания осуществляется путем накопления постепенных количественных данных и перехода их в качественные изменения.

Академик А. Дородницын говорит по этому поводу следующее: «Ученого интересует какая-то проблема, он много над ней думает, постоянно накапливает связанную с ней информацию, тянется долго – многие месяцы, может быть годы, но вот наконец, накапливаемая информация достигает необходимой полноты, тогда становится ясным путь решения проблемы. Естественно, ученого охватывает при этом чувство радости, переходящее, может быть, даже в экстаз, он забывает обо всем постороннем полностью, погружается в работу и в течение немногих дней делает то, на что раньше, казалось, безуспешно затратил годы. Мы говорим о таком состоянии ученого = «пришло вдохновение». Если же расшифровать его без иллюзий, то оказывается, что произошел переход количества в качество – наколенная информация достигла полноны, необходимой для решения проблемы».

Закон перехода количественных изменений в качественные как закон диалектической логики обязывает нас, с одной стороны учитывать гибкость, подвижность, диалектическую текучесть предметов и их отражений в понятиях, а с другой – иметь в виду и качественную определенность, относительную устойчивость предметов и отражающих их понятий. Если метафизики, как известно, не признают гибкости, изменчивости предметов и наших знаний о них, то различного рода догматики нередко превращают гибкость в неопределенность, расплывчатость, уклончивость. Ссылаясь на диалектическую гибкость, они уходят от определенного ответа на прямо поставленный вопрос.

Диалектика учит сочетать в процессе познания гибкость с определенностью, подвижность с относительной устойчивостью. Толькотакое подлинно диалектическое познание приведет научного исследователя к успеху. Важным логико-методологическим принципом, вытекающим из закона перехода количественных изменений в качественные, является требование этого закона не абсолютизировать ни количественный, ни качественный подход в процессе научного исследования, а диалектически сочетать их, что и дает возможность исследователю правильно определить меру изучаемого предмета и раскрыть его сущность, вскрыть закономерности его функционирования и развития. Важность этого принципа особенно реально проявляется тогда, когда качественный подход к исследуемому явлению разумно сочетается с математической обработкой полученных знаний. Применение математических методов познания, особенно метода формализации, аксиоматического метода и других, значительно повышаетинтенсивность и познания, позволяет раскрыть такие стороны, особенности и свойства изучаемого объекта, которые невозможно обнаружить при качественном подходе к исследованию объекта, в ходеприменения только качественных методов познания и нормирования содержательного варианта научной теории.

Само собой разумеется, что применение математических методов исследования необходимо осуществлять, строго учитывая особенности исследуемого явления. Эффективно примененные к исследованию одних явлений, они могут оказываться малопригодными при изучении других, более сложных, например, многих явлений общественной жизни, где применение количественных методов значительно ограничено. Ведь количественные, особенно математические методы тоже имеют свои теневые стороны. Скажем, метод формализации имеет весьма важное значение при исследовании многих явлений природы. Но порой он приводит к излишнему упрощению и схематизации изучаемого объекта, либо к чрезмерному усложнению аппарата описания.

История математического анализа имела огромное значение для открытия диалектики количества и качества, ибо высшая математика диалектична по собственному имманентному содержанию. Операция дифференцирования существенно базируется на том, что количество само переходит в качество. Исходя из бесконечно малых приращений аргумента и функции, полагая их затем равными нулю, эта операция «выделяет отношение в чистом виде». Здесь имеется в виду отношение между независимой и зависимой переменными в функции. Поэтому, научным предметом дифференциального исчисления служит некоторое отношение, определенность которого можно назвать также законом. В основном в своих текстах Гегель назвал это отношение переменных качеством функции. Этой же точки зрения придерживался К.Маркс в «Математических рукописях».

Диалектическая природа математического анализа не была понята самими его творцами – Лейбницем и Ньютоном и их последователями, вследствие чего возникла целая эпоха так называемого мистического дифференциального исчисления. Тот факт,что в процессе дифференцирования количественные отношения переходят в качество, что здесь имеется их органическая взаимосвязь, остался скрытым, а указанная взаимосвязь, хотя и получила глубокое практическое развитие, не была осознана. Ведь дифференциальное исчисление есть наука о способах, которые позволяют посредством количественных изменений получать, выявлять качественную специфику.

Своеобразная особенность законов классической механики состоит в том, что в них качественные особенности явлений и форм объективного мира (пространства и времени, силы и скорости, массы) определяются количествами и их отношениями. Поясним это на примере: В законе падения пространство приравнивается к произведению q на квадрат скорости, потому что левая и праваястороны равенствавыражаются чисто количественно. Присутствующее здесь качество как основание количественной определенности выражается в том, что расстояние берется во второй степени, а время в первой, т.е. качественное различие пространства и времени выражено количественным различием. Однако не будь этого качественного различия, мы получили бы просто тавтологию. На деле и на левой стороне равенства и на правой мы имели определённые единства количества и качества, т.е. меры, а само уравнение есть отношение мер. Поскольку все законы механики имеют подобный характер, Гегель и выделял особую механическую сферу, в которой качественные различия имеют своей определённостью количественное. Особенность перехода количества в качество состоит в том, что количество не извне присоединяется к качеству, а развивается в него; внутренняя диалектика переводит его в качественную определённость. Но для того, чтобы такой переход стал возможным, само количество должно было стать диалектическим и подвижным, стать переменной величиной.

Единство качественных и количественных характеристик, общего и единого, мера противоположности, динамика противоречий и т.д. позволяет отображать естественный язык. Становление и развитие естественного языка, специально-научных методовявляется не переходом от возможности познания качества в отвлечении от количества, к познанию количества в отвлечении от качества и т.п., а переходом от одних способов и уровней познания единства качества и количества, причинных и функциональных зависимостей к другим, более развитым. Человеческое знание – донаучное и научное, эмпирическое и теоретическое – формируется и развивается как конкретное. Уже древний человек познаёт и выражает средствами естественного языка единство качественных и количественных характеристик различных предметов, их противоречий (например, между орудиями труда и предметами труда, потребностями общины и ресурсами места обитания), причинные и функциональные зависимости в различных системах (например, зависимость производительности орудия труда от его материалов, формы и обработки).

Вне конкретного знания реальности, прежде всего, в единстве её качественных и количественных характеристик, человеческая практика, рассматриваемая во всём многообразии её конкретных форм, немыслима. Единство качества и количества, общего и единичного и т.д. в естественном языке отображается без надлежащей точности и строгости, но это не уменьшает его роли как средства познания деятельности. Более того, наука не может обходиться без естественного языка. Каждая наука, в том числе и философия, создаёт свой концептуальный аппарат, используясобственный язык, в особенности тогда, когда речь идёт об интерпретации,специфическом истолковании смысла и значения научных терминов и выражений.

Категориальная структура специально-научных методов и естественного языка может быть раскрыта на основе принципа конкретности истины, согласно которому, ни одно из языковых выражений само по себе, вне определённого контекста не является ни качественной и ни количественной характеристикой. Следовательно, один и тот же признак, рассматриваемый в различных отношениях или контекстах, может быть как качественный, так и количественный. Например, когда мы говорим, что эвкалипт по сравнению с другими видами деревьев – самый высокий, то мы характеризуем его качество, когда же мы сравниваем два эвкалипта или один и тот же, но относительно различных периодов времени его роста, говоря, что один из них более высокий, чем другой, то мы характеризуем их количественное различия.

При соблюдении требования принципа конкретности истины неодин из признаков не стоит вне квалификации его как качественной или количественной характеристики. Например, значения таких величин, как собственная масса, заряд, скорость и т.п., в своей специфической совокупности описывают качество элементарных частиц (электронов, протонов) или их групп (лептонов, мезонов, тарионов). Значение же таких величин, как динамическая масса, энергия или скорость движения, характеризует их количественную сторону.

Отсутствие специальных методов измерения количественных соотношений и соответствующих приборов, не означает, что вообще не существует каких-либо способов оценки, измерения и выражения результатов измерения этих соотношений в естественном языке. Эти способы можно назвать качественными, иликвазиколичественными, в том смысле, что здесь не применяются специальные процедуры и абстрактные предметы, например числа или отрезки. Они основаны на практическом использовании предметов и рациональной интерпретации данных чувственного восприятия. Весы, часы, метр, термометр, барометр и др. приборы и измерительные инструменты появились сравнительно недавно. В более раннее время их заменяли различные примитивные средства измерения и эмпирический опыт человека, который не потерял своего значения и в наше время. Чувственный образ специалиста, например, отличается тонкой дифференцировкой свойств предмета. Так, он может различать до 40 оттенков чёрного цвета.

В естественном языке существует не мало таких слов и выражений, которые позволяют отображать количественную сторону реальности оценивать, «измерять», «исчислять», выражать «количественные соотношения» и их изменения. Вот некоторые из них: «тождество», «различие», «множество», «равно», «больше», «меньше», «возрастание», «убывание», «увеличение», «уменьшение», «степень» и т.д. Некоторые из них мы привыкли считатьтерминами логики, математики и естествознания, но мы забыли, что прежде они были выражениями естественного языка.

«Каналы проникновения» количественных оценок и измерений в живую ткань знания и познания неистощимы. Одним из них является нестрогое, образное употребление в «неточных» науках таких количественных терминов науки, как «сила», «энергия», «мощь», «заряд», «разрешающая способность», «коэффициент полученного действия» и др. Например, при анализе конкретных противоречий познания и общества говорят о силе идей и социальных движений, информационной ёмкости и разрешающей способности гипотезы.

В некоторых науках, в том числе и философии, количественная сторона реальности, как и качественная, отображается посредством интерпретированных слов и выражений естественного языка. До известного уровня развития математики и естествознания их утверждения, в том числе о количественных соотношениях и функциональных зависимостях, формировались посредством естественного языка. Содержательный анализ исторически конкретных противоречий, как правило, позволяет оценить и соизмерить их стороны и сами противоречия по таким параметрам,как степень несоответствия противоположностей: теории и практики, теории и факторов, проблемы и методов её решения, теоретически предсказуемых и экспериментально получаемых результатов. Конечно, получаемые, таким образом, количественные оценки могут быть весьма приблизительными, условными, достаточно неопределёнными и даже далёкими от истины. Но в то же время без стратегий познания, тех или иных гипотез и моделей как способов и средств разрешения противоречий. Без оценки и соизмерения количественных характеристик противоположностей, противоречий субъект пребывает в состоянии полнейшей неопределённости относительно проблемной ситуации в познании и возможных путей выхода из неё. Таким образом, развитие учения о противоречиях на основе принципа единства качества и количества не только не расходится, но, напротив, очень хорошо согласуется с современным пониманием категоригальной структуры естественного языка и его применением в познании.

Особенно сложно «переплетаются» различные и разнопорядковые качества в общественных явлениях. Социальному уровню организации материи как высшей нормы её движения присущи закономерности. С ними связан такой феномен, как «двойственная» качественная определённость явлений. И люди, и продукты их труда (вещи) наряду с природными качествами (как биологические существа, физико-химические тела и т.д.) обладают ещё и социальными качествами. Именно эти качества и являются главными, ведущими в сфере общественной жизни. Но этим не исчерпывается качественная многократность социальных явлений. И первые и вторые качества общественных явлений имеютмассу качественных и количественных градаций, выступают как органическое единство общего и специфического. Подчиняясь законам природы, вещи, как социально значимые явления, в то же время определяются законами общественного развития. Решающими здесь выступают законы и противоречия той социальной системы, в условиях которой эти вещи специфически служат их потребностям и интересам. Познание качества связано с раскрытием его внутренней основы – сущности, структуры, внутренних связей и противоречий. Противоречиво и не только само качество, но и процесс его познания. Он включает чувственно-непосредственное отражение и абстрактное мышление, объективное. Целостность и многогранность явлений и их качеств, сложную сеть взаимосвязей качества с другими сторонами действительности отражает целая система категорий: свойство, функция, структура, непрерывность и др. Но качество необходимо понимать как органически связанное с количеством, но не с любым, а именно со «своим» количеством, со «своей» другой стороной. Изменения качества происходят взависимости и под влиянием изменений количества и наоборот. Некоторые явления, в особенности в области духовной культуры, развивалась путём накопления элементов нового качества и отмирания элементов старого качества (например, язык).

При изучении особенностей постепенных качественных изменений в общественной жизни трудно установить точные и строгие временные границы между старым и новым качеством. Языковеды встречаются с серьезными затруднениями, когда пытаются определить такие грани в развитии языка. В лучшем случае можно выделить период, нередко измеряемый столетиями, когда качественные отличия в языке выступают довольно ощутимо. Но существуют такие особенности или нормы рождения нового качества, которые трудно определённо классифицировать, так в них сложно и своеобразно переплетаются черты многих видов иформ. Наблюдаются и очень своеобразные процессы, не укладывающиеся в общепринятые схемы.

Если рассматривать не отдельные общественные явления, а всю их совокупность, то можно установить такую картину: в одних областях общественной жизни, например, в некоторых отраслях тяжёлой промышленности, развитие осуществляется быстрее, в других – в сельском хозяйстве – значительно медленнее, в одних явлениях элементы нового качества возникают ранее, в других – позднее и под влиянием первых, нередко определённый период сосуществует у разных элементов и нового и старого качества.

Причины устойчивости и неустойчивости вещей коренятся в определённых количественных соотношениях противоположностей, присущих системе вещь – среда. Эти причины могут бытьвнутренними и внешними. В первом случае вещь устойчива, если количественные характеристики связи её элементов больше соответствуют характеристикам противодействия этой связи в условиях заданного взаимодействия вещи со средой. Во втором случае вещь устойчива, если количественные характеристики связи присущи взаимодействию вещи со средой. Соответственно вещи неустойчивы, если не реализуется ни одно из указанных соотношений взаимодействия противоположностей в системе. Количественные соотношения устойчивости конкретных вещей обычно являются определёнными по своим значениям. Например, космическое образование из газа и пыли устойчиво, если гравитационная потенциальная энергия равна удвоенной кинетической энергии галактического движения, стремящегося рассеять данное образование. Таким образом, качественное изменение вещи как переход от одной формы её устойчивости к другой обусловлено действием и динамикой определённых по качественным и количественным характеристикам противоречий или их систем.

Особенность перехода количества в качество состоит в том, что количество не извне присоединяется к качеству, а развивается в него; внутренняя имманентная диалектика переводит его в количественную определённость. Но для того, чтобы такой переход стал возможным, само количество должно было стать диалектическим и подвижным, стать переменной величиной, следует специально сказать о различии, которое имеется в протекании закона взаимоперехода качества и количества в природе и человеческой истории.

В явлениях природы количественные изменения прямо ведут и к изменениям качественным: вода, нагретая до 100 градусов, переходит в пар, а охлаждённая до 0 градусов – в лёд и т.п. Такие переходы совершаются как бы сами по себе. Совсем иначе обстоитдело в истории. Здесь количественное изменение само по себе, без сознательного анализа и действия, часто без большого напряжения не может перейти в новое качество. Так, например, изменения, которые происходят сейчас в нашей стране, означают переход общества в новое качественное состояние. Этому предшествовал длительный период экстенсивного развития, ориентированный на количественные формы и способы. Однако этот переход не только сам по себе не ведёт к новому, последнее, напротив, встречает сопротивление - инерцию психологического и практического характера, а то и просто противодействие. С категориальной точки зрения количественное изменение непосредственно не к качественному, а к целому комплексу проблем порождает рядпротиворечий и соответствующие им нормы борьбы. Только в результатеборьбы возможно достижение нового качественного состояния, которое будет разрешением противоречий.

Таким образом, между количественным изменением и новым качеством в общественных явлениях образуется брешь, которая заполняется противоречиями. Это означает, что существенно меняется структура рассматриваемого закона: количество – качество заменяется иным отношением: количество – противоречие - качество. Если в гегелевской логике противоречие появляется после данного закона, после меры как единства количества и качества, то здесь оно внедряется между ними, разрывает единство, заостряет количество и качество до напряженнейших противоположностей, как это видно из бесчисленных явлений общественной жизни, на данном этапе развития в целом. Гегелевская структура, справедливая в своей предметной области, здесь, в анализе общественного развития, недостаточна. Следует подчеркнуть, что структура «количество – противоречие – качество» появилась, конечно, не сегодня, она характеризует любую стадию общества, а особенно острые и масштабные формы приобретаетв революционные эпохи, периоды качественной пересортировки. Следовательно, глобальные проблемы современности – результат развитиявсей, до сих пор прошедшей мировой истории. Они возникли не вдруг, складывались медленно, постепенно, путём количественных накоплений, они, в конце концов, привели к новому качественному состоянию человечества, обозначили важнейший рубеж его истории. Рост и развитие глобальных проблем особенно яркое проявление имеют в возрастании роли будущего для человеческого общества – можно сказать, что этот рост есть основная историческая тенденция в жизни человека. Отсюда и возрастает роль пропагандирования, связанная с количественным ростом и углублением противоречий современной эпохи до масштабов всей планеты, она также приобретает глобальный характер.


Похожая информация.


Исходным моментом в раскрытии содержания любой науки (и диалектика в этом плане не исключение) является анализ ее принципов.

Что же такое принципы?

В философском плане понятие «принцип» означает фундаментальное положение, первоначало, наиболее существенное основание какой- либо концепции или теории. Диалектике как философской теории принципы придают характер единого целого, превращают ее законы и категории в стройную систему. В современных концепциях диалектики наиболее весомую роль играют принцип всеобщей связи и принцип развития.

Принцип связи. Мир чрезвычайно разнообразен. Каждый объект имеет множество свойств, которые раскрываются при взаимодействии с другими объектами. Иначе говоря, всякое образование проявляется через связь с другими образованиями. Итак, каждый объект находится в закономерной связи с другими и участвует во взаимодействии с другими объектами. Нет объектов, которые существовали бы вне каких-либо связей и взаимодействий. Именно в учете всесторонних взаимосвязей и взаимодействий объектов между собой и заключается один из существенных признаков диалектики и содержание принципа всеобщей связи.

Таким образом, диалектика требует определения всеобщей связи, господствующей в материальном мире. Связи характеризуются следующими чертами:

  • 1) связи имеют объективный характер, т.е. существуют независимо от сознания людей, как объективная закономерность;
  • 2) связи универсальны, поскольку обнаруживаются повсюду и всегда, во всех явлениях, на всех уровнях и ступенях;
  • 3) взаимосвязь многогранна по своей сущности и природе, ведь каждый предмет, любое явление связаны с другими, и эта связь характеризуется неисчерпаемой сетью отношений между явлениями и процессами материального и духовного миров.
  • 4) реальные связи бесконечно разнообразны по характеру, степени глубины и сложности, по формам проявления (схема 7.2). Диалектика предусматривает дифференцированный подход к анализу разнообразных связей действительности, выделяя среди них: связи, присущие основным видам материи и формам ее движения (механические, физические, химические, биологические, общественные); связи, присущие основным формам существования материи (пространственные, временные, структурные, генетические, причинные, функциональные).

Однако среди множества конкретных форм связей диалектику интересуют наиболее характерные (характер связей), которые обнаруживаются во всех явлениях и процессах действительности. К таким формам связей относятся: внутренние и внешние; существенные и несущественные; необходимые и случайные; устойчивые и неустойчивые; общие и единичные.

Роль этих связей в развитии различна: благодаря одним связям предмет реализует свою природу, т.е. они играют главную роль, другие - второстепенны. На этом основании появилось выражение «закон есть связь». Правильно ли это? Правильно, если добавить, что закон - это не всякая связь.

Какая же связь является законом?

Для связей, которые становятся законом, характерен ряд необходимых признаков: их объективность, существенность, необходимость, стойкость, всеобщность.

Объективность связи. В этом случае речь идет не о юридических законах, которые сегодня принимаются, а завтра - отменяются. Если говорить о законах сохранения энергии и вещества или о законе всемирного тяготения, то было бы бессмысленно утверждать, что мы сможем отменить или сознательно затормозить их действие. Значит, существенным признаком закона будет то, что он отражает объективное состояние вещей, объективную связь между вещами, предметами, явлениями.

Существенность связи. Существенная связь - это такая связь, которая определяет существование вещи, ее движение и развитие. Например, периодический закон элементов выражает существенную связь между атомным весом, зарядом атомного ядра и химическими свойствами элементов.

Схема 7.2. Классификация связей

Необходимость связи. Необходимая связь - такая связь, которая с необходимостью проявляется в определенных условиях. Например, известный в физике закон зависимости сопротивления проводника от состава проводника, его длины и площади поперечного сечения с необходимостью обнаруживается в каждом случае прохождения электрического тока в проводнике, поскольку он обусловлен природой вещества, из которого сделан проводник, присущими ему объективными характеристиками.

Устойчивость связи. Устойчивая связь - это связь, которая надежно сохраняется. Она имеет место на протяжении всего существования соответствующей формы движения материи (определенной стадии ее развития) или мышления и будет существовать до тех пор, пока существуют эти явления и предметы.

Всеобщность связи. Проявляется в том, что ей подчинены многие или даже все предметы, явления, процессы объективного мира.

Проведенные признаки закона позволяют дать ему логическое определение.

Закон - объективная, существенная, необходимая, устойчивая, всеобщая связь материальных и духовных явлений, которая определяет характер и направление их движения и развития.

Следует учитывать, что в научной литературе помимо понятия «закон» употребляется также понятие «закономерность». Это не тождественные понятия, но они являются однопорядочными, поскольку в них отражены необходимые, объективные, всеобщие связи, существующие в объективной действительности. Но закономерность - более широкое понятие, чем закон. Если закон проявляется жестко, неотвратимо в конкретных условиях, то закономерность выражается как взаимосвязь, взаимодействие ряда законов. Так, при анализе общественных явлений можно говорить о конкретных проявлениях закона стоимости или закона соответствия производительных сил определенному уровню развития производственных отношений, а можно - и о поступательном развитии общества как объективной закономерности.

Приведенное определение касается всех законов. Но законы могут быть разными. Они классифицируются на основные и неосновные, динамические и статические, законы природы и общества, специфические, общие и всеобщие. Диалектику как учение о законах бытия интересуют всеобщие (универсальные) законы, поскольку они, во-первых, присущи всем сферам деятельности, т.е. действуют в природе, обществе и познании; во-вторых, раскрывают глубинные основы движения и развития, а именно - последовательно отвечают на важнейшие вопросы: почему, каким образом, в каком направлении происходит развитие?

Принцип развития. Диалектика как учение о всеобщих законах бытия исходит из того, что объективный мир пребывает в постоянном движении, изменении и развитии. Это положение диалектики фиксируется во втором ее принципе - принципе развития. Однако видеть развитие и признавать его существование недостаточно. Необходимо разобраться в самом понятии «развитие».

Что же такое развитие? Как это понятие трактуется в философии?

Определить понятие «развитие» можно путем его соотнесения с другими уже известными понятиями - «изменение» и «движение». Изменение - переход предметов, явлений из одного состояния в другое. Оно противоположно устойчивости и имеет направленный характер - прогрессивный или регрессивный. Прогресс - постепенный переход от низших форм организации материи к высшим, от простого к сложному. Процесс, происходящий в обратном направлении, называют регрессом.

Понятие «движение» применительно к материи диалектика определяет как «изменение вообще», т.е. оно охватывает все процессы, происходящие в мире, независимо от их содержания. Движение по своему объему значительно более широкое понятие, чем развитие, но развитие по конкретному содержанию глубже, чем движение. Развитие от феномена движения можно отличить, выделив такие черты:

  • 1) направленность во времени - от прошлого через настоящее к будущему;
  • 2) необратимость процесса, т.е. то, что реальные предметы, явления, которые изменчивы, неповторимы в своих индивидуальных чертах;
  • 3) появление в процессе развития нового, т.е. не существовавшего ранее;
  • 4) закономерный характер развития, подчиненность его определенным законам.

Таким образом, развитие представляет собой определенную форму изменения вообще, особый вид движения, которому присущи закономерные, направленные, необратимые, качественные изменения материальных и духовных объектов.

Поверхностное ознакомление с развитием может породить представление о том, что оно имеет однонаправленный характер и является триумфальным движением вперед. На самом деле это не так. Чтобы убедиться в этом, достаточно соотнести понятия «развитие» и «прогресс», которые нередко отождествляют.

Как уже отмечалось, развитие приводит к возникновению нового - того, чего не было ранее. Но возникает вопрос: всегда ли новое является более совершенным, чем старое? В 30-х гг. XX в. в Германии возник фашизм как новое явление общественной жизни. Был ли это прогресс в жизни общества? Безусловно, нет. Итак, не все новое является прогрессивным. Отсюда вывод: новое может как превосходить старое по уровню развития, так и наоборот, быть шагом назад в развитии. Поэтому в процессе развития следует различать две тенденции - прогрессивную и регрессивную. Например, в таких сложных материальных системах, как общество, элементы прогресса и регресса идут рядом. В эпоху трансформации общества это особенно дает о себе знать. Итак, развитие имеет сложный, диалектически противоречивый характер.

Диалектико-материалистическая концепция развития обращает большое внимание на следующие моменты.

Во-первых, источником развития являются внутренние противоречия предметов, явлений, процессов. Это означает, что всем без исключения явлениям действительности свойственны внутренние противоположности, отношения между которыми называют противоречиями. Противоположности внутри каждого предмета, явления, процесса находятся в единстве, во взаимосвязи и в противодействии. Это противодействие - источник развития. Оно происходит всюду: и в неживой, и в живой природе, и в общественной жизни, и в сфере сознания, потому что действует всеобщий закон бытия - закон диалектической противоречивости.

Во-вторых, формой развития является взаимное преобразование количественных и качественных изменений. Анализ процессов, которые происходят в природе, обществе и мышлении, позволяет сделать вывод о том, что каждому предмету, явлению, процессу присущи количественная и качественная определенности, которые находятся в неразрывной связи и постоянном изменении. Сущность этих изменений проявляется в том, что постепенные количественные изменения накапливаются, увеличивая меру предмета, и приводят к изменению его качественного состояния. Это происходит в форме скачка, прерывания поступательности в развитии. Тут действует всеобщий закон бытия - закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

В-третьих, в процессе развития неизбежно присутствует момент преемственности. Вследствие этого постоянное накопление богатства предыдущих степеней развития придает ему поступательный характер. Тем не менее именно эта поступательность является противоречивой, поскольку развитие включает фазы цикличности, происходит «как бы» возвращение к старому и развитие приобретает спиралевидную форму. Это проявляется во всеобщем законе бытия - законе отрицания отрицания.

Диалектика - теория и метод познания действительности, учение о всеобщей связи и развитии. Представления об изменчивости и взаимосвязанности всего сущего возникли в глубокой древности.

Первая классическая форма диалектики возникла в недрах немецкой идеалистической философии (XVIII-XIX вв.). В своем завершенном виде (философия Гегеля) представляла систему взаимосвязанных понятий, категорий, законов, отражающих всемирно-историческое шествие абсолютной идеи.

Материалистическая диалектика, творчески восприняв идеи своих предшественников, решительно отвергла идеалистическую основу развития мира, активно использовала эволюционные идеи ученых-естественников. Наиболее реалистичной и плодотворной является гуманистическое направление диалектического материализма.

Существуют и другие “модели диалектики”, разнообразие которых выявляет сложность и многогранность рассматриваемого объекта - всеобщей связи и развития мира. Каждая концепция развития приносит свое понимание проблем диалектики, способствует все более глубокому познанию универсума. Так, синергетика - современная теория развития неравновесных систем - вскрыла новые аспекты диалектики бытия. Многие исследователи связывают появление этой концепции с началом революционных преобразований в науке.

Развитие диалектики

Термин “диалектика” был введен в философию Сократом и означал искусство обнаружения истины путем столкновения двух противоположных мнений (греч. dialektike techne - искусство беседы). Современное содержание диалектики, разумеется, не ограничивается первоначальным значением, а отражает длительный путь своего развития.

Эмпирические наблюдения древних выявили одну из существенных характеристик мира - противоречивость . Было замечено, что в процессе развития предметы, явления превращаются в свою противоположность, что свидетельствует о наличии в них противоположных, исключающих друг друга, разнонаправленных тенденций развития.

Противоречие, заключенное в самом предмете, рассматривалось как источник движения, развития. Наиболее ясно и полно эти представления выражены в философии Гераклита /см. тему 3/. Существенную роль в развитии диалектических взглядов сыграл Зенон Элейский /см. там же/, глубоко понявший противоречивость движения через соотношение прерывного - непрерывного, конечного - бесконечного (апории Зенона).

Платон рассматривает диалектику как метод познания, который через разъединение и соединение понятий (анализ, синтез) помогает постичь идеи, продвигает мысль от низших понятий к высшим /см. там же/. Несмотря на то, что Аристотель связывал с диалектикой лишь гипотетическое, вероятностное знание, его теория о взаимодействии формы и материи во многом способствовала дальнейшему развитию идей развития.


В целом древнегреческие мыслители сумели подняться до осознания всеобщей противоречивости бытия как единого и множественного, постоянного и изменяющегося. Разрешение этой проблемы на базе диалектики стало одной из главных задач античной философии.

Диалектические идеи Эллады были восприняты мыслителями средневековья. Концепции Платона (неоплатонизм), Аристотеля, переработанные в соответствии с принципами и постулатами монотеистических религий сыграли значительную роль в дальнейшем развитии диалектики. В этот период главное внимание обращалось на формальный смысл диалектики, она выполняла функцию оперирования понятиями, была фактически вытеснена из сферы бытия.

Последующие философские эпохи внесли свой вклад в развитие диалектики. В трудах Н. Кузанского, Дж. Бруно (Возрождение. См. тему 5), Р. Декарта, Г. Лейбница, Б. Спинозы (Новое время. См. тему 6), Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро (Просвещение. См. тему 7) развивались идеи единства и борьбы противоположностей, развития мира, взаимосвязи необходимости и свободы, универсальной и необходимой связи материи и движения, целостности Универсума и другие.

Новый этап развития диалектики связан с немецкой классической философией и, главным образом, с учением Гегеля, создавшим одну из первых классических моделей диалектики нового времени /см. тему 8/.

Гегелевское учение о развитии и взаимосвязи унаследовал диалектический материализм . Его основатели Маркс и Энгельс истинное значение гегелевской философии видели в том, что она принципиально отрицала окончательный характер результатов мышления и деятельности людей. Истина представлялась не в качестве системы неизменных догматических утверждений, а, напротив, она отражала длительный исторический путь развития знания. Гегель образно говорил, что истина - это не монета, извлеченная из кармана, а процесс все большего познания мира.

Точно также, по мысли философа, дело обстоит и в области практического действия. Каждая ступень в развитии общества определяется эпохой и условиями, которым она обязана своим происхождением. Но каждое состояние общества исподволь порождает новые условия, ведущие к дальнейшим общественным трансформациям. Для диалектической философии нет ничего безусловного, раз и навсегда установленного. На всем она видит печать неизбежной гибели в непрерывном процессе уничтожения и возникновения, бесконечного восхождения от низших ступеней к высшим.

Диалектический материализм воспринял систему категорий гегелевской философии, однако, содержание категорий претерпело радикальные изменения. Они стали выражать не саморазвитие Абсолютного духа, а процессы развития, протекающие в различных сферах материального и духовного мира. Гегель рассматривал идею в качестве демиурга всего сущего; диалектический материализм понимал под идеей форму отражения человеком окружающего мира и собственного бытия.

В связи с принципиально новой трактовкой диалектики возникает вопрос об объективной и субъективной диалектике, а также о взаимоотношении между ними. Под объективной диалектикой понимаются законы и связи объективного мира. Содержанием субъективной диалектики являются понятия, категории, выражающие законы и связи объективного мира в субъективной форме. Диалектический метод познания рассматривает проблемы отражения в понятиях объективной диалектики. Развитие явлений материального мира, их всеобщая связь, взаимозависимость в сознании проявляется как развитие мышления и всеобщая связь понятий.

Диалектико-материалистическая модель диалектики имеет несколько направлений. Так, П.А. Алексеев, А.В. Панин выделяют политизированную (или идеологизированную) модель диалектики, особенно характерную для взглядов В.И. Ленина и И.В. Сталина, лежащую в основе монотеоретического подхода к философии. Современные взгляды на диалектико-материалистическую модель предполагают с необходимостью и другие, а в политическом плане - противоположные аспекты развития.

Наиболее плодотворным, далеко не исчерпавшим своих возможностей, реалистичным является гуманистическо-диалектическое направление. При таком подходе непротиворечиво объединяются принципы материализма, диалектики, гуманистичности, а сама диалектика, освобожденная от партийно-классовой ограниченности, более полно раскрывает свою многогранность по отношению к природе, обществу и духовному миру человека.

Принципы, категории, законы диалектики

Принципами диалектики являются : признание развития во всем его бесконечном многообразии и всеобщей связи всего со всем. Диалектическое мышление со времени своего появления противостоит догматизму, который отводит изменениям и всесторонним связям между явлениями и предметами мира второстепенную роль. Догматическое, метафизическое видение мира искажает реальную картину действительности; оно не в состоянии воспроизвести процесс развития сущего во всем его многообразии, неповторимости, всеобщности.

Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий - философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Традиционно категории подразделяются на две группы. Первая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия. К ним относятся: “система - элемент - структура, “единичное - общее, “часть - целое, “форма - содержание”, “конечное - бесконечное” и другие. Вторая анализирует детерминацию (самодетерминацию) в различных формах через категории: “причина - следствие”, “явление - сущность”, “случайность - необходимость” и другие.

Коротко рассмотрим содержание категорий.

Система - элемент - структура. Система (греч. systema - целое, составленное из частей) - множество взаимосвязанных элементов (компонентов системы, не подлежащих дальнейшему разложению, делению), образующих определенную целостность. Устойчивые, существенные связи между элементами образуют структуру определенной системы.

Современная наука выделяет материальные и абстрактные системы. К первым относятся различные системы неорганической (неживой) природы и органической (живой) природы, начиная от простейших биологических образований до социальных структур. К абстрактным системам относятся понятия, гипотезы, теории, различные знаковые системы (естественные, искусственные) и другие явления духовной культуры.

Системы различаются также по силе и устойчивости своих внутренних связей, сложности структурной организации, характером отношений со средой (открытые и закрытые). Изучение системности как важнейшего свойства бытия осуществляется кибернетикой , лингвистикой, синергетикой, экономикой, социологией и другими науками в рамках системного подхода - важного методологического направления в современной науке и практике.

Единичное - особенное - всеобщее. Категории характеризуют различные связи объективного мира и ступени его познания. Единичность означает неповторимость предмета или явления. Среди множества листьев, например, нельзя найти два абсолютно тождественных. Высшей степенью неповторимости является уникальность (произведения искусства, человеческая личность и т.д.)

В тоже время предметы заключают в себе и некоторые общие признаки, свойства, позволяющие объединять их в классы, роды, виды. Иначе говоря, действительность характеризуется также и общностью (всеобщностью). Предмет, взятый в своей конкретной целостности, выступает как единство единичного и всеобщего, т.е. как особенное . Единичное - форма существования всеобщего в действительности; особенное - всеобщее, реализованное в единичном.

Часть - целое. Категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и выступает основой новых свойств и закономерностей. В качестве целого выступает связь между предметами, которые являются его частями . Целое не сводимо к простой сумме составляющих его частей, ибо оно порождает новые качества и свойства, которыми не располагают отдельные части.

В качестве неорганического целого выступают атомы, кристаллы, планетарные системы, галактики и т.д. В живой природе целостностью обладают организмы, социальные общности и т.д. В живой природе целое характеризуется органичностью , т.е. не только обуславливает возникновение новых качеств, но и делает невозможным отдельное существование своих частей. Так, например, рука как важнейший компонент человеческого организма, совершающая сложнейшие операции и действия, в отдельности представляет лишь мертвое тело.

Форма - содержание. Категории, которые использовались в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержанием картины является совокупность художественных образов, выражающих определенную тему, потребительской кооперации - взаимоотношения между кооперативными обществами, предприятиями и организациями.

Форма - это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение и во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее , а как отношение содержания данного предмета к содержанию других - внешнее .

Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А. Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма.

Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию. Учет этих сторон чрезвычайно важен в практической деятельности. Содержание банковской деятельности тем более успешно, чем совершеннее ее организация, т.е. форма, соответствующая условиям и требованиям времени.

Рассмотрим диалектические категории, относящиеся к развитию и детерминации (самодетерминации) систем.

Детерминизм (лат. determinare- определяю) - философское учение о всеобщей объективной закономерной связи, причинной обусловленности всех явлений. Индетерминизм , напротив, отрицает всеобщий характер причинности.

Причина - следствие. Категории, выражающие сущность причинности. В результате общественно-исторической практики постепенно складывалось понимание, что явление, порождающее или видоизменяющее другое, выступает как причина , а другое - как следствие . Взаимопереход этих явлений образует причинно-следственные цепи, не имеющие ни начала, ни конца. Всякая попытка определить абсолютно “первую” или “последнюю” причину ведет к признанию “беспричинных”, сверхъестественных сил. Физический смысл цепи причинения состоит в передаче от одного явления (причина) к другому (следствие) материи, энергии, информации.

Существует многообразие причинных связей, различающихся как по результатам, так и по формам проявления. Связи причинения могут носить и обратный характер - взаимодействие. Подобные виды связи имеют широкое распространение в социальных системах (управление, образование, политика и т.д.). Причинная связь реализуется только при наличии определенных условий . Условия сами по себе не могут вызвать следствие, но тем не менее необходимы для его осуществления. Так, для успешного проведения экономических реформ требуются определенные социально-политические условия (согласие в обществе, ясное понимание последним целей и задач проводимых мероприятий и т.д.).

Необходимо отличать от причины повод , который является внешним толчком, “последней каплей”, “стартером”, запускающим механизм причинения. Например, поводом первой мировой войны было убийство австрийского наследника. Повод по отношению к причине носит случайный характер (“была бы причина, а повод найдется”). Классическая физика исходила из механического понимания причинности.

Предполагалось, что отношения между объектами строго однозначны в количественном отношении (лапласовский детерминизм). Однако возникновение квантовой механики расширило понимание причинности, которая может носить случайный и вероятностный характер (статистическая закономерность). В связи с этим важное значение в анализе детерминизма принадлежит таким категориям диалектики, как необходимость - случайность, возможность - действительность, закономерность и другие.

Необходимость - случайность. Философские категории, выражающие два вида объективных связей материального мира. Необходимость проистекает из внутренней сущности явления. Необходимость - это внутренняя, существенная связь между явлениями. Это то, что должно обязательно произойти в данных условиях. Случайность - это несущественная связь между явлениями. В данных условиях она может быть или нет, может произойти так или иначе Случайность характеризуется множеством возможных следствий.

Например, количество горошин в стручке, цвет глаз, альтернатива “орел-решка” и т.д. Следует учитывать, что случайность объективна и всегда имеет свою причину. Количественным анализом случайных явлений занимается раздел математики - теория вероятностей . Если событие никогда не произойдет, то его вероятность равна 0. Если же оно произойдет обязательно, то вероятность равна 1. Все случайные события характеризуются вероятностью, находящейся между 0 и 1. С понятием вероятности тесно связано понятие неопределенности .

Когда степень неопределенности равна 0, вероятность равна 1. Когда степень неопределенности равна бесконечности, вероятность равна 0. Необходимое и случайное носит относительный характер и в определенных условиях переходят друг в друга. Существенные и несущественные связи между предметами и явлениями тесно переплетены, неотъемлемы друг от друга. В силу этого случайность дополняет необходимость, является формой ее проявления.

Правильный учет случайных и необходимых факторов крайне важен в практической деятельности (научно-исследовательская работа, управление, предпринимательство и т.д.).

Возможность - действительность. Категории, выражающие основные ступени развития предметов и явлений. Возможность - это потенциальная действительность. Например, желудь - возможность дуба. Действительность - это объективно существующий предмет как реализация (более или менее полная) некоторой возможности. В силу этого возможность и действительность образуют диалектическое единство. Следует различать возможности реальные (конкретные) и формальные (абстрактные).

К реальным относятся возможности, выражающие закономерную, существенную тенденцию развития объекта и условия, способствующие их реализации. Каждый молодой человек имеет возможность получить высшее образование, но для тех, кто обучается в вузе, она является реальной. Формальная возможность отражает несущественную тенденцию в развитии объекта. Вероятность ее осуществления может быть ничтожно мала, но тем не менее для ее осуществления нет принципиальных препятствий. В этом коренное отличие возможности от невозможности . Невозможно конструирование вечного двигателя, обратного движения стрелы времени и т.д.

Сущность - явление. Категории, связанные с осмыслением различных уровней действительности. Под сущностью понимается глубинная, внутренняя, существенная, относительно устойчивая сторона объекта, определяющая его природу, совокупность черт и другие характеристики. Явление - это внешние, наблюдаемые, подвижные характеристики объекта.

Явление существенно, а сущность проявляется. Но эта взаимообусловленность не означает их совпадения, тождества. Напротив, явление иногда искажает сущность. Восход и заход солнца является как движение последнего вокруг земли. Но по существу дело обстоит наоборот.

“Природа любит скрываться” - глубоко подметил еще Гераклит . В действительности явление выглядит всегда иначе, нежели вызвавший его глубинный процесс. Каким же образом в сознании человека происходит переход от явления к сущности? Кант отрицал саму возможность подобного перехода. Гегель разрешил эту проблему, показав пластичность, относительность понятий, явлений и сущности, выражающих собой ступени развития абсолютного духа.

Реальная возможность перехода от явлений к сущности осуществляется в результате практической деятельности человека, через анализ явлений познания существенных связей между ними. Этот процесс познания бесконечен, в нем активно участвуют и другие диалектические категории.

Дальнейшее рассмотрение диалектики связано с анализом закономерного характера развития. Понятия “закономерность”, “закон” отражают объективные, существенные связи между предметами и явлениями, осуществляющимися в процессе диалектического взаимодействия.

По степени общности охватываемых явлений законы подразделяются на:

1. Специфические, или частные;

2. Общие для больших групп явлений;

3. Всеобщие, или универсальные.

Частные и общие законы исследуются конкретными науками, а всеобщие являются объектом внимания философии. Универсальные, всеобщие законы не имеют конкретной функциональной формы и не могут быть выражены математически потому, что они выступают как всеобщие принципы бытия, как то общее, что присутствует во всех видах законов и закономерностей.

Таким образом, законы диалектики выражают всеобщие, объективные, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи между предметами, явлениями и системами в целом. Основными законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные и обратно; единство и борьба противоположностей; отрицание отрицания.

Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно раскрывает диалектику количественных и качественных изменений, наиболее общий механизм развития.

Известно, что познание начинается с выделения из бесконечного многообразия действительности определенного объекта. Исследуемый объект ограничен пространственно-временными, количественными и качественными границами. Вопрос о пространстве и времени рассмотрен ранее /см. тему 12/. Под качеством понимается целостная совокупность предмета, его определенность. Объект, теряя качество, становится другим.

Количество - это внешнее, “формальное” отношение между предметами, “безразличное” к их качеству. Количественные характеристики отвлекаются от качественной стороны предметов, что, например, происходит в процессе количественного анализа. Количество как бы “уравнивает” качества отдельных предметов и тем самым представляет возможность математической, формальной обработки различных объектов.

Качество определяется совокупностью свойств . Под свойством понимается качество предмета, проявляющееся по отношению к другому предмету. Несмотря на свою противоположность количество и качество неразрывно взаимосвязаны. Эта связь осмысливается в философии через понятие меры. Представление о мере присутствует и в обычном словоупотреблении.

Так, например, говорим о “чувстве меры”, характеризуя поведение человека, его поступки, манеры, вкусы и т.д. Мера определяет границы, “рамки”, за которыми изменение количества ведет к изменению качества предмета. Так, например, пределы существования воды от нуля до ста градусов. Преодоление этих параметров ведет к агрегатному изменению воды (лед или пар).

Количественные изменения происходят постепенно , последовательно , непрерывно , качественные - прерывно , скачкообразно . В процессе развития выявляется два вида скачков: точечное изменение во времени и как некоторая длительность. Скачок может длиться в микропроцессах миллиардную долю секунды и миллиарды лет в космических процессах.

Главной отличительной чертой скачкообразного изменения является исчезновение старого качества и возникновение нового. Количественный и качественный анализ действительности имеет важное методологическое значение, ибо позволяет избежать эффекта “дурной бесконечности”, обеспечивает всестороннее рассмотрение процессов развития.

Закон “единства и борьбы противоположностей” выражает взаимодействие полярно-противоположных свойств, функций, сторон целостного предмета, раскрывает источник движения, развития материального и духовного мира.

Понятие о противоречии развивалось в истории европейской философии начиная с античности. Буквальный смысл противоречия заключается в резком рассогласовании высказываний о каком-либо предмете. Например, в логике недопустимы два взаимоисключающих утверждения в отношении одного предмета: “Этот стол круглый”; “Этот стол не круглый”; “Эта экономика носит рыночный характер”; “Эта экономика не носит рыночного характера”.

Одновременное утверждение того и другого (А и не-А) расценивается в логике как необходимо-ложное, свидетельствует об ошибке мышления. Со времен Аристотеля существует запрет противоречия в формальной логике. Аксиоматичным является требование логичности человеческих высказываний, размышлений в устной и письменной форме.

Но известно и другое - логически правильно оформленные высказывания о природе, обществе, мышлении выявляют противоречия, которые присущи самим объектам рассмотрения. К таковым, например, относятся противоположности Гераклита, апории Зенона /см. тему 3/, антиномии Канта, противоречия Гегеля /см. тему 8/. Эти противоречия, вскрытые с помощью формально-логических утверждений, могут быть поняты и осмыслены только на основе диалектического мышления, диалектической логики.

Мир противоречив и это проявляется даже в простейшем сравнении двух предметов. Когда мы говорим об их сходстве, одинаковости, то одновременно имеем в виду и их различия. Каждая вещь одновременно и тождественна другой и отлична от нее, т.е. заключает в себе единство тождества и различия. Но независимо от сравнения каждая вещь или объект содержат противоречия и в себе самих. Так, живое существо не тождественно себе в каждый момент времени, так как в организме происходят постоянные изменения, ведущие его к гибели, смерти.

В неорганической, неживой природе также каждый предмет противоречив в силу того, что он является как бы началом развития другого предмета, ибо его существование ограничено определенными пространственно-временными границами. Все сказанное означает, что все предметы противоречивы, ибо они заключают в себе единство противоположностей . Причем эти противоположности носят объективный характер, выражают разнонаправленные стороны, свойства, тенденции развития, взаимоположены, взаимообусловлены, связь их носит взаимопроникающий характер.

Другой, неотъемлемой стороной противоречия является взаимное отрицание противоположностей . Они находятся в состоянии взаимоисключения, взаимоотталкивания. Этот момент и находит свое выражение в понятии борьбы противоположностей. Конкретные формы “борьбы” в природе, обществе, мышлении разнообразны и существенно отличны (борьба классов, столкновение различных мнений в научном споре, отталкивание и притяжение планет, взаимодействия микрочастиц, борьба за выживание в природе и т.д.). Единство носит относительный характер, борьба - абсолютный .

Как и сами объекты, заключенные в них противоречия возникают, развиваются и исчезают (разрешаются).

Можно условно выделить следующие этапы развития противоречий:

Непосредственное единство противоположных тенденций внутри предмета;

Различие как постепенное обособление сторон противоречия;

Поляризация сторон противоречия как противоположностей;

Предельная заостренность, борьба и разрешение противоречия.

Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник самодвижения и развития объективного мира и познания.

Закон отрицания отрицания рассматривает такие существенные стороны развития как цикличность, поступательный характер развития. Отрицание вначале рассматривалось как один из необходимых элементов познавательной деятельности, мышления, диалога. Но затем, в соответствии с тождеством бытия и мышления, Гегелем было перенесено и на другие стороны бытия.

В чем развитие метафизического и диалектического понимания отрицания. Метафизическое мышление рассматривало отрицание как разрыв между различными этапами, диалектическое же понимание предполагает связь между различными этапами развития.

1. Признание разрушения, преодоления старого.

2. Удержание, сохранение прежнего в форме преемственности.

3. Формирование нового, как бы повторяющего предшествующий период, но на более высшем уровне.

Так, развитие экономики опирается на необходимые предпосылки, условия, которые возникают в предшествующий период. Возникновение новых экономических форм связано не только с разрушением старых, отживших, но сохранением через преемственность всего необходимого для дальнейшего развития. В качестве графического образа закона диалектического синтеза используют спираль, которая объединяет в своей конструкции как цикличность (окружность), так и поступательность (прямая).

Абсолютизация повторяемости характерна для древнегреческой концепции развития, в средневековье возобладал взгляд на развитие как на поступательное, прямолинейное, необратимое движение. Но, разумеется, спираль - это только условный образ, а в действительности развитие может приобретать самый различный облик (“ступени роста”, “фазы роста”, “волны развития” и т.д.)

Закон отрицания отрицания характеризует направленность, необратимость развития от низших ступеней к высшим.

Краткая характеристика различных “моделей” диалектики.

Развитие философии естествознания в первой половине XIX века создало предпосылки для появления новых концепций развития.

Английский философ Г. Спенсер разрабатывал и обосновывал теорию всеобщей и постепенной эволюции всей природы. Изменения в природе происходят путем незаметных градаций согласно механическим законам направления движения по линии наименьшего сопротивления. Спенсер утверждал плоский эволюционизм (градуализм) как общее понимание мира.

В основе другой концепции в западноевропейской философии, названной “творческим эволюционизмом” , провозглашается “взрывообразный” характер развития. Причем сам скачок связывается с деятельностью внутренней “творческой силы” . Различные уровни эволюции несводимы друг к другу и не могут быть предсказаны исходя из каких-либо начальных качеств и свойств. Примером подобного подхода могут служить взгляды Л. Моргана, А. Бергсона /см. тему 9/.

Со второй половины XIX века все большее значение приобретают различные концепции развития, связанные с развитием естественных наук (сциентические концепции развития ). Наиболее ярким представителем этой концепции является Ч. Дарвин. Его теория не носила философского статуса, но рассматривая развитие как всеобщий методологический принцип, имела междисциплинарное значение, оказывала радикальное влияние на развитие различных отраслей знания.

В XX столетии стихийно-диалектическая концепция развития получает свое продолжение в трудах Дж. Хаксли, Л. Берталанфи, Дж. Симпсона, Д.И. Менделеева. В 60-е годы в нашей стране проводились исследования систем и их развития в трудах А.А. Ляпунова, Ю.А. Урманцева и других.

Наряду с перечисленными существует также и антропологическая модель развития. Ее авторы выступают с критикой сциентизма, считают невозможным с помощью только лишь рациональных форм сознания, “калькуляции” познать существо человеческого мира. Это характерно для экзистенциализма. Ж.П. Сартр, М. Хайдеггер подчеркивают ограниченность “аналитического разума” и рассматривают диалектику в связи с такими измерениями человеческого бытия как цель, выбор, проект, свобода, естественность и другие. Диалектика проявляется лишь в отношениях между людьми и только так она может быть понята.

В русской философии сложилась оригинальная диалектика Всеединства, автором которой являлся выдающийся русский мыслитель В.С. Соловьев /см. тему 10/. Видным представителем одной из современных концепций диалектики является французский философ Раймон Арон (1905-1988). Наиболее полно основные черты этой модели диалектики были выражены в его книге “Разочарование в прогрессе. Очерк диалектики современности”, первое издание которой вышло в 1969 году. Автор рассматривает диалектику исторического становления “индустриального общества”.

Диалектика общественного развития, утверждает автор, заключается в том, что чем больше общество овладевает посредством техники “природной средой”, тем меньше становится его власть “над собственной средой”. Это противоречие лежит в самом понятии прогресса и представляется Р. Арону в качестве “последней антиномии современного общества, исторического сознания цивилизации, антиномии, моментами которой являются три диалектики: диалектика равенства, диалектика социализации, диалектика универсализации ” /подробнее см. тему 18/.

Конкретно-научные исследования обогащают эволюционную теорию, порождают новые, нетрадиционные представления о развитии. Это в полной мере относится к трудам одного из выдающихся ученых современности И.Р. Пригожина, удостоенного в 1977 году Нобелевской премии за работу по неравновесной термодинамике химических процессов. В предшествующем материале /тема 9/ рассмотрены основные идеи его концепции, получившей название синергетики . Здесь же мы остановимся в основном на проблемах развития, самоорганизации систем.

Предшествующие исследования системности с точки зрения самоорганизации имели дело преимущественно с материальными системами достаточно высокого уровня (закрытые системы): биологические, социальные, технические и т.д. Традиционная наука при изучении мира исходила из замкнутых систем, главное внимание обращала на однородность, порядок, устойчивость. Синергетика как научная дисциплина берет на себя решение задачи самоорганизации в неживой природе. Природные процессы принципиально неравновесны и нелинейны. Внимание ученых акцентируется на неупорядоченности, неустойчивости нелинейных отношений в открытых системах.

Исследование открытых систем с их нелинейностью приводит к выводу о том, что направленность эволюции системы, а также и направленность времени не предзаданы извне. Саморазвитие, утверждает Пригожин, это постоянный, непредсказуемый “выбор на молекулярном уровне”, где господствует случайность, неустойчивость. Такой подход позволяет преодолеть противоречие между положениями классической физики (с ее признанием принципиальной обратимости процессов) и фактом биологической, геологической, исторической необратимости развития.

Идеи синергетики позволяют по-новому рассмотреть не только научную концепцию природы, но и развитие человеческого общества. На уровне идей синергетики прослеживается глубокая связь между природным и человеческим, между натурой и культурой. Чем глубже будут описываться внутренние эволюционные процессы вселенной, тем все более ясным становится единство человека и природы, исторического, человеческого и материального, природного, между научными и этическими ценностями.

Человеческое общество как система подвержено множеству бифуркаций , т.е. взрывных изменений, ведущих к непредсказуемым результатам. Примером тому является множество культур, сложившихся на протяжении сравнительно короткого промежутка исторического времени. Сложность социальной системы делает ее чрезвычайно восприимчивой к флуктуациям , т.е. отклонениям от средних, равновесных состояний.

Деятельность сравнительно небольших социальных групп и даже отдельных личностей в свете этого положения не лишена смысла, а в известных условиях может сыграть решающую роль. Следовательно, можно сделать вывод о значимости индивидуальной деятельности каждого человека, его ответственности, деловой, политической, социальной активности, смысло-ценностных, жизненных ориентиров. Необходимо отрешиться в оценке качеств личности от только лишь усредненных, статистических данных.

Судьба “человеческого мира” как системы в определенных условиях прямо и непосредственно зависит от “последней капли”, “последнего слова”, “последнего действия”. Концепция Пригожина вызывает особое внимание в связи с тем, что она привлекает внимание к таким свойствам развития, которые особенно присущи современной социальной действительности: неравновесности, неустойчивости, разнообразия нелинейных отношений, в которых “малый сигнал” на входе может вызвать сколь угодно “сильный сигнал” на выходе.

С позиций синергетики следует отказаться от “железобетонной” уверенности в существовании раз и навсегда “данных” законов развития, следуя которым можно, по примеру железнодорожного расписания, оказаться в заранее определенное время на необходимой “станции” исторического пути. Историческая траектория не однолинейна и во многом неопределенна. Не слепая уверенность, а разумный оптимизм должен быть внутренним состоянием путника на Великом Пути Истории.

Выводы об универсальности неравновесных нелинейных процессов, к которым приходят сторонники синергетики, придают последней статус общеметодологической дисциплины, сопоставимой с общей теорией систем, в равной степени применимой к развитию живой и неживой природы.

Разумеется, перечисленные “модели диалектики” далеко не исчерпывают их многообразия. Множественность трактовок диалектики проистекает из сложности, многосторонности самого феномена развития, по-разному проявляющегося в природе, обществе и познании. Будущее диалектики связано с осуществлением синтеза множества концепций развития различных школ и направлений.

jardam1.ru - Государство и человек